Павлу Таганрогскому – 230 лет

230 лет назад, 8 (по новому стилю — 19) ноября 1792 года, в Малороссии, в семье дворян Черниговской губернии, на свет появился Павел Стожков. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год паломничал по монастырям, а когда вернулся, был сурово наказан отцом…

#Дата

По совету Христа…

Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом. Получив большое наследство, Павел оказался в роли, оставленной им богатым юношей, о встрече которого со Христом рассказали все три евангелиста-синоптика — и Матфей, и Марк, и Лука. Евангельский благочестивый юноша выполнял все Божьи заповеди, но его душа подсказывала ему, что для него этого – мало. И на его вопрос о том, чего ему не хватает, Христос отвечает: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» Богатый юноша из Евангелия опечалился, отошел от Христа. Но зато данным ему советом воспользовался Павел Стожков.

Спустя почти полвека, в 1861 году, царь отменит крепостное право, крестьяне получат свободу, но без земли. Павел Стожков даровал своим крепостным крестьянам и личную свободу, и землю. Часть наследства молодой подвижник раздал Христа ради, после чего, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома — чтобы молить Отца Небесного об отце и матери, о старшем брате и об очень многих других людях. Чтобы последовать за Христом и быть с Ним.

Павел много странствовал по святым обителям, неоднократно бывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, посещал различные монастыри, принося пожертвования от оставшейся части своего наследства. Примерно десять лет провел подвижник в странствии, посещая духовных светочей того времени, научаясь непрерывному Богообщению…

В городе Петра…

…А потом поселился в купеческо-чиновничьем Таганроге – среди людей набожных, но уже тогда чрезвычайно привязанных ко всему земному…

Отец-основатель Таганрога, Петр I, укрепляя государство, подчинил ему Церковь. А в борьбе с религиозным невежеством Петр привнес на русскую православную почву католическо-протестантское богословие, «превращающее» Бога из любящего Отца Небесного в строгого и дотошного Судью. Результатом стало постепенное оскудение веры. В XIX веке многие русские люди ходят в храм уже не ради единения с Богом, а по самым разным другим причинам – это отражено, например, в творчестве Пушкина. Одна из причин: всякий чиновник по месту службы обязан раз в год предъявить справку о том, что он исповедался и причастился. И даже священники, даже монахи в большинстве своем слишком уж мало думают о Небе и о Боге, слишком уж много внимания уделяют земным заботам.

Павел Стожков не принимает ни священного сана, ни монашеского пострига. Но и без монашеских обетов по сути становится монахом в миру; всю свою жизнь посвящает Богу.

В Таганроге ведет самый простой образ жизни. Будучи дворянином, одевается, как простой мужик. Говорит обычно по-украински, включая в речь русские слова; как сказали бы теперь, — на суржике; тогда в нашем краю это был язык простонародья: люди благородного звания говорили по-французски либо, в крайнем случае, на чистом русском языке. Наделенный от рождения большой физической силой и крепким здоровьем, Павел работает в морском порту на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых. По свидетельству очевидцев, все работы выполняет на совесть, но, заслышав первый благовест, сразу оставляет работу и спешит в храм на службу.

Его любимым храмом становится Успенский собор, на месте которого ныне находится Октябрьская площадь. Павел Павлович туда чаще всего делает пожертвования, приобретает иконы и лампады. Он очень любит зажигать лампады. Он и сам горит – огнем духовным.

Келья-кладовая и бессонные ночи

В Таганроге Павел Павлович поменял несколько квартир, но самую значительную часть жизни и всю старость провел во флигеле в переулке Депальдовском (ныне Тургеневский, 82). Люди, видя его усердие в молитве, почитании храма и праздников, замечая его праведную жизнь, стали обращаться к нему за советом, некоторые захотели подражать ему в этих подвигах — вокруг старца образовалась многочисленная община, состоящая из мирян. Некоторые испросили благословение жить под одной с ним крышей, причем по строгим монастырским правилам, другие почитатели старца, люди семейные, продолжали жить у себя дома — старец с любовью их окормлял, являя им образец покаянного подвига в миру.

«Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У Него и правда вечная, и сила несокрушимая!», — учил праведный Павел.

Одна из комнат во флигеле была его кельей. В ней было много икон, у которых все время горели лампады и свечи в кувшинах с песком, а вот мебели практически не было. Ещё в келье святого всегда стояли мешки и корзины со всевозможной провизией, которую он раздавал нуждающимся посетителям: келья более походила на кладовую, нежели на жилую комнату. Спал святой угодник на узенькой скамеечке, которую ничем не застилал, а вместо подушки подкладывал под голову что-нибудь из одежды. Спал очень мало, ценил ночную молитву.

Прозорливый чудотворец

Павел Павлович был наделён от Бога многими духовными дарами.

Он исцелял больных, от которых отказались врачи. Иногда болезнь отступала после того, как старец поколотит страждущего по больному месту своей палкой.

Был у него и дар прозорливости – он предвидел будущее. Вот – лишь два примера.

Когда молодая девушка Мария Величко пришла к старцу за благословением на замужество, он в ответ сказал ей то, чего Мария совершенно не ожидала услышать: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…» И действительно, девушка осталась до конца своих дней жить у старца как его послушница, а после его блаженной кончины возглавила его общину и сама прославилась как старица.

Будучи прихожанином Успенского собора, Павел Павлович посещал и Никольский, и другие храмы Таганрога, в том числе Свято-Троицкий собор греческого Иерусалимского мужского монастыря, службы в котором, как и в остальных местных церквях, велись на церковнославянском.

Этот греческий монастырь был основан крупнейшим русским негоциантом и меценатом греческого происхождения Иваном Варваци. Первоначально иноками в нем были греки, национальный принцип вскоре был упразднен, однако монастырь остался в ведении Иерусалимского патриархата.

Старец Павел незадолго до своей кончины своим духовником избрал иеромонаха Дамиана из этого монастыря, который, когда Павел Павлович ослабел и на службы ходить не мог, сам приходил к старцу, исповедовал его и причащал Святых Христовых Тайн. «Ты будешь великий человек!» — сказал своему духовнику прозорливый старец незадолго до того, как оставить этот мир. «Какой я могу быть великий человек – простой иеромонах?» — возразил тот. «Такой, что больше быть не может,» — последовал ответ. Было это в 1879 году. Спустя 18 лет, в 1897 году, Дамиан (Касатос) был избран Патриархом Иерусалимским и всея Палестины. А в православном мире Иерусалимский Патриарх, как находящийся при Живоносном Гробе Спасителя, по праву чести считается первым лицом и стоящим по благодати Божией выше всех.

Наш спасатель

Оставляя этот мир, старец утешил скорбящих, научил их в бедах обращаться к нему со словами: «Павел Павлович! Ратуй!» Или просто: «Павло, ратуй!».

Одним из тех, кто воззвал к нему таким образом о помощи, стал Николай Феодосьев, родившийся в 1893 году в соседнем для нас Донбассе. У Николая в роду было несколько поколений священников, он тоже окончил духовную семинарию и был рукоположен в иерея. Но во время гражданской войны был мобилизован в Красную Армию. И хотя он оружия в руки не брал, был писарем, однако такая служба молодого батюшку, разумеется, весьма тяготила. Будучи со своим полком в Таганроге и узнав про местного праведника и про его завет обращаться к нему за помощью, отец Николай стал молиться: «Павел Павлович! Ратуй!» И произошло настоящее чудо: он был демобилизован. 50 лет назад, осенью 1972 года, архиепископ Чебоксарский и Чувашский Николай (Феодосьев) мирно почил о Господе и по его завещанию был похоронен в Таганроге.

«Рятуй» в переводе с украинского – «спасай»; «рятiвник» — «спасатель».

Наш Единственный Спаситель – Господь и Бог наш, Иисус Христос. А Его святые – наши спасатели. Сами мы, грешные и маловерные, молиться толком не умеем, поэтому просим об этом святых, и по их молитвам Бог творит чудеса.

Но Павел Павлович, святой праведный старец Павел Таганрогский, как, впрочем, и остальные наши спасатели, не только выручает нас в наших бедах, но и учит нас, что помнить Бога нужно всегда. Истинный христианин – тот, кто живет в единении с Богом, а осуществляется это единение через Причастие Святых Христовых Тайн – именно об этом напоминает просфора в руках святого праведного Павла Таганрогского: если не обращали на неё внимания на его иконах, — обратите.

Антон САХНОВСКИЙ, фото Сергея Плишенко

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.