Памяти Владимира Рыжова

В арт-галерее «Piter» Инженерно-технологической академии Южного федерального университета прошел вечер памяти ученого и композитора, профессора одновременно двух вузов – ЮФУ и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова – Владимира Рыжова.  

Звучала музыка маэстро. Звучало много теплых слов из уст людей, которые помнят и любят Владимира Петровича. Так, основатель галереи «Piter», почетный гражданин города Таганрога профессор ЮФУ Владимир Тимошенко представил достижения своего друга и коллеги профессора Владимира Рыжова как ученого. Профессор РГК им. С.В. Рахманинова Наталья Мещерякова поделилась воспоминаниями о том, как Владимир Петрович входил в консерваторию, и вместе с ним туда входил животворящий свет.

Организовала и провела вечер памяти заведующая фортепианным отделением Таганрогской школы искусств Ольга Клушина. Ольга Леонидовна предложила выступить и мне.

Мы с Владимиром Петровичем познакомились в 2003 году, когда он писал музыку к мистерии на средневековые сцены по стихам поэта Анатолия Боженко. Я тогда была студенткой музыкального училища и, разумеется, встреча с настоящим композитором вселяла особый трепет и некоторый страх. Меня взяли на репетицию к Владимиру Петровичу домой. Комната говорила сама за себя: все сводилось к роялю в центре. Меня представили Владимиру Петровичу как студентку муз. училища. Владимир Петрович говорил тихо, в основном спрашивая, «удобно ли по диапазону?», «как здесь эта фактура?», «что Вы скажете, как профессионал?». Это все уже само собой впечатляло: ведь это − композитор, он − творец! О чем можно спрашивать, да еще и начинающего музыканта?

Вот эта его потрясающая деликатность, внимание, удивительное уважение к малейшей компетентности в разных вопросах не только покорили, но и создали его портрет в моей памяти на многие годы. Постановка мистерии состоялась, музыка запомнилась, до сих пор могу напеть многие мелодии. Новая встреча была уже в стенах консерватории. Сюда Владимир Петрович пришел работать на вновь открытый факультет звукорежиссуры. И вскоре − концерт камерных произведений в Доме Актера. Нас как студентов поразило: как один человек может одинаково глубоко разбираться как в техническом составе звука, так и в его художественной реализации? И действительно ли он − один из нас?

Позже, через несколько лет, я пришла работать в школу искусств и с радостью узнала, что Владимир Петрович – гость и дорогой друг нашей школы! Здесь регулярно проводятся гостиные с его участием − исполнением его сочинений и композиторскими мастер-классами. Мои учащиеся гордятся, что знакомы не только с его творчеством, но главное – с ним лично. Они с удовольствием хвастаются товарищам, что являются счастливыми обладателями нот и дипломов с его автографами. Благодаря инициативе Владимира Петровича, его всеохватности, мы узнали об интересной олимпиаде для учащихся в Санкт-Петербурге, приняли участие и стали лауреатами. И вот снова − спектакль Анатолия Боженко «Золотая лира». Я с интересом шла не только посмотреть спектакль, но и послушать музыку Владимира Петровича. Сейчас я уже несколько по-другому отнеслась к музыке композитора. Мне показалось, что и сам автор не всегда знает, насколько богатый потенциал имеют его произведения. Часто присутствует некоторая импровизационность, в чем-то эклектичность, но… многотемность и свободная фактура только подталкивают к продолжению творчества и эксперимента. В этом и есть одна из гениальных способностей произведений Владимира Петровича. Они как «музыкальное ДНК», которое, попав в душу и сердце, дает рождение новых идей в виде переложений, аранжировок, других творческих поисков. А значит − открывает в этих произведениях и в самих нас новые возможности и прочтения.

Анна Семёнова, преподаватель Таганрогской школы искусств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content