Мир музыки. Есть люди, как глыбы…

В первой половине лета — несколько поводов для того, чтобы вспомнить сразу двух музыкантов, роль которых в развитии музыкального образования в Таганроге и всей Ростовской области переоценить, пожалуй, невозможно.

Крикор Хурдаян

Крикор Дзеронович Хурдаян (род. 15 июня 1947 года) – художественный руководитель и главный дирижёр оркестра русских народных инструментов «Дон» Ростовской государственной филармонии, профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена Дружбы. 50 лет назад, летом 1971 года, он окончил Таганрогское музыкальное училище по классу баяна (преп. Б. Ф. Роганов) и дирижирования (преп. К. В. Волков). С 1973 года преподавал в Таганрогском музыкальном училище дирижирование, вёл класс баяна, руководил оркестром русских народных инструментов, а с 1977 года и симфоническим оркестром училища.

Своего учителя – Бориса Феодотовича Роганова – Крикор Дзеронович называет «человеком-глыбой», заложившим основы музыкального искусства в Таганроге. Но и сам он, безусловно, выдающаяся фигура в истории культуры Донского края.

Март 2018 года. В честь 130-летия Русского оркестра В. В. Андреева в качестве музыкального приношения его основателю оркестр русских народных инструментов «Дон» Ростовской филармонии и студенческий оркестр русских народных инструментов Ростовской консерватории совместно исполнили самое известное и всеми любимое русское народное произведение «Светит месяц» в аранжировке самого Василия Андреева. Я тогда играла в студенческом оркестре. Но поскольку именно в этом произведении партии гобоя не было, то я с восхищением наблюдала за руководителем «Дона» Крикором Хурдаяном, одетого в чёрный фрак. Он активно общался с музыкантами мимикой и даже произносил что-то вслух! И я так была наполнена эмоциями, что не удержалась и всё-таки добавила тембр своего инструмента к мелодии!

Крикор Дзеронович Хурдаян преподаёт дирижирование в Ростовской консерватории. Его студенты проходят практику, дирижируя студенческим оркестром народных инструментов, в котором играла и я. Мне запомнились танцы-картины Мурада Кажлаева «Девушки» и «Джигиты» и «В сад за яблоками» из оперетты «Валида». В каждой из этих пьес с необычайной нежностью и красотой раскрывается тембр гобоя. На репетициях своего студента Крикор Дзеронович всегда помогал почувствовать характер, образ исполняемого произведения. После его комментариев музыка преображалась, приобретала глубокое смысловое и эмоциональное наполнение. Помню, как Крикор Дзеронович просил меня почувствовать себя кавказской девушкой и передать это настроение с помощью пленительного и чарующего звука моего инструмента.

Уже три года я сама являюсь артисткой оркестра русских народных инструментов «Дон» Ростовской государственной филармонии. Его коллектив составляют замечательные люди, искренне увлечённые своим делом! Оркестр даёт концерты не только на сцене филармонии, его с радостью ждут в различных городах Ростовской области. 30 августа 2020 года оркестр торжественно открывал Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты». Выездные концерты для нас особенные! Зрители всегда очень тепло принимают оркестр, его солистов и приготовленную музыкальную программу. Как приятно чувствовать, что мы, артисты оркестра, можем донести до публики атмосферу исполняемого произведения! Как приятно видеть в зале фотокамеры и сознавать, что наше творчество нужно людям!

Музыкальное дело своего отца – дело сохранения музыкальных культурных традиций – продолжает его сын, Григорий Крикорович Хурдаян. Он является руководителем группы «VAN Folk Band». Это единственный в России коллектив, исполняющий этническую музыку на аутентичных инструментах Ближнего Востока и Передней Азии. В руках музыкантов группы оживают дудук, копал, уд, тар, дхол, шви.

С нетерпением ожидаем выступления оркестра «Дон» и группы «Van Folk Band» в нашем городе.

Полина КОТИНА

Борис Роганов

Борис Феодотович Роганов (24.06.1928 – 11.03.2015) – с 1960 по 1988 годы директор Таганрогского музыкального училища (ныне – колледжа), заслуженный работник культуры России, почётный член Всероссийского хорового общества, отличник Министерства культуры СССР. Об учителе рассказывает его ученик — Крикор Хурдаян.

– Крикор Дзеронович, как состоялось Ваше знакомство с Борисом Феодотовичем Рогановым?

– В феврале 1964 года 16-летним парнем я вошёл в здание музыкального училища в Исполкомовском переулке (ныне – Итальянский) и сразу увидел огромного великана, молодого и энергичного. Он поинтересовался, с какой целью я пришёл, и, узнав, что я хочу здесь учиться, тут же направил меня к заведующему отделением народных инструментов для прослушивания. Я тогда ещё не знал, что меня встретил сам директор училища.

Меня прослушали, посоветовали поменять программу, подготовиться и попробовать поступить. Я окончил 10 классов и приехал поступать. Подал документы, сдал экзамены. Меня приняли на вечернее отделение, так как у меня уже было полное среднее образование.

На вечернем я проучился год. Несмотря на то, что в музыкальной школе до поступления в училище я не учился, зимнюю сессию сдал на «хорошо», а летнюю – на «отлично». После первого курса я перевёлся с вечернего отделения на дневное.

– В 1960 году училище только открылось. Это были первые годы работы Бориса Феодотовича как директора.

– Как только училище открылось, Борис Феодотович стал добиваться строительства концертного зала. Концертный зал – это полностью его заслуга. Он руководил стройкой, был одновременно и инженером, и прорабом.

Борис Феодотович – талантливый организатор. Он сформировал блестящий коллектив музыкантов. До него этого не сделал никто. Педагогами училища были выпускники лучших музыкальных вузов страны. Они приезжали из разных уголков СССР. Василий Алексеевич Анин – выпускник Киевской консерватории имени Чайковского, Игорь Михайлович Овчаренко выпускник Саратовской консерватории имени Собинова, Константин Васильевич Волков – ветеран войны, выпускник института имени Гнесиных. Мне посчастливилось учиться у Константина Васильевича. Он создал прекрасный оркестр народных инструментов, лучший в Ростовской области.

Борис Феодотович работал не за зарплату. Он не думал об этом. Он думал, как сделать, чтобы училище стало одним из ведущих учебных заведений не только на Юге России, но и в России в целом. Он всё время собирал талантливых людей, а чтобы собрать талантливых людей, нужно было позаботиться о том, чтобы эти люди прежде всего могли где-то жить, нужно было обеспечить всех квартирами. И он ходил, выбивал жильё, старался не для себя… Сам он с женой и двумя дочерьми жил в двухкомнатной квартире в очень скромных условиях. А для преподавателей он добивался, чтобы они были обеспечены квартирами, чтобы для них были созданы все условия для работы. А студентам – для учёбы.

– Вы окончили училище в 1971 году.

– Да, потому что после первого курса я на три года ушёл служить в армию. В армии мне очень пригодились навыки игры в духовом оркестре, которые я успел получить в музыкальном училище. Я же никогда раньше не играл в оркестре. В селе, в котором я вырос, тогда не было ни музыкальной школы, ни оркестра. В армии я играл на тубе.

– После службы в армии Вы продолжили учёбу в музыкальном училище?

– Продолжил. Более того – меня взял к себе в класс Борис Феодотович. До этого у меня был другой преподаватель по специальности – Дмитрий Васильевич Зубров.

В училище были замечательные оркестры. Сначала я играл на тубе в духовом оркестре, которым руководил вначале Б. Я. Садетов, потом выпускник училища В. В. Полтавский. Это были люди, глубоко преданные своему делу.

Потом я играл на баяне в народном оркестре. Программы, которые мы исполняли, всегда были очень серьёзные, очень мощные, я бы сказал, на вырост. Мы все не просто ходили на занятия в оркестре. Мы очень серьёзно к ним готовились: нельзя было не выучить партии оркестра.

– Крикор Дзеронович, каким преподавателем был Борис Феодотович?

– Могу сказать, что как преподаватель он вёл себя по-партнёрски. Он никогда не настаивал на том, чтобы было, как он сказал, а всегда выслушивал мнение своего оппонента. Он всегда отмечал даже небольшие достижения, умел оценить интересные творческие находки и поддерживал их. Атмосфера в училище была очень доброжелательная, творческая. Каждый педагог, каждый учащийся стремился реализовать свои творческие возможности. В связи с этим мне особенно хотелось бы подчеркнуть, что все творческие коллективы училища достойно конкурировали с коллективами области. Всегда первые места на всех зональных конкурсах занимал оркестр баянистов под руководством Василия Алексеевича Анина.

– Расскажите, пожалуйста, о Борисе Феодотовиче как о человеке.

– Это был глубоко порядочный, очень интеллигентный человек. Когда я познакомился с Борисом Феодотовичем поближе, я узнал его как человека, проявляющего поистине отеческую заботу буквально обо всех. Он думал и беспокоился о каждом. У него было какое-то на редкость бережное, трепетное отношение к людям: не только к ученикам, но и к своим коллегам – преподавателям. Я занимался у Бориса Феодотовича и был свидетелем его отношений с коллективом. Всё происходило на моих глазах. Очень часто, когда у нас начинался урок, его отвлекали… Ему постоянно приходилось решать самые разные проблемы: не только творческие, но и бытовые. Но это были не личные проблемы, всегда это были проблемы, связанные с материально-техническим и организационным обеспечением деятельности училища. Этим проблемам Борис Феодотович уделял огромное внимание.

– Крикор Дзеронович, Вы ведь не только учились у Бориса Феодотовича, но с 1973 года и работали с ним.

– Да, Борис Феодотович пригласил меня на преподавательскую работу. Когда я начал преподавать в училище, у нас сохранялись тёплые, дружеские отношения. Он обращался ко мне не «Крикор Дзеронович», а «Гришенька». Он никогда не навязывал своего мнения. Советовался, предлагал: «Гришенька, может, вот так сделаем». Он очень хотел, чтобы я остался в Таганроге. Он даже предлагал мне возглавить только что открывшуюся в Таганроге музыкальную школу, но у меня были другие планы. Я очень благодарен своему учителю. Низкий поклон памяти Бориса Феодотовича. Это человек, который всю свою жизнь без остатка посвятил служению искусству.

– Бориса Феодотовича в Таганроге любят и помнят.

Борис Феодотович Роганов – это человек-глыба. Солидный, с белоснежной шевелюрой… Он жил всем тем, что называется Таганрогским музыкальным училищем. И мне не совсем понятно, почему колледжу до сих пор не присвоено имя его первого директора.

– Какое-то время тому назад рассматривался вопрос о присвоении колледжу его имени.

Думаю, я ничего нового не сообщу, если скажу, что Таганрогский музыкальный колледж должен носить имя Бориса Феодотовича Роганова – имя человека, который его создал, который отдал ему всю свою жизнь, который руководил им без малого тридцать лет и практически создал базу, на которой сегодня существует музыкальная культура города Таганрога. Мне кажется, что заслуги Роганова до сих пор не оценены по достоинству. Впрочем, большое видится на расстоянии…

Беседовала Арусь АКСАКАЛЬЯН.

Фото из личного архива Крикора Хурдаяна

С ним Таганрог обошел Ростов!

Студент Таганрогского музыкального колледжа Виталий Клушин пообщался с учеником Крикора Дзероновича, ныне преподавателем по дирижированию и инструментовке Таганрогского музыкального колледжа Александром Саклаковым.

– Александр Николаевич, расскажите о годах учёбы у Крикора Дзероновича Хурдаяна.

С 1976 по 1979 годы Крикор Дзеронович руководил оркестром народных инструментов музыкального училища и был моим преподавателем по дирижированию. Именно с ним я готовил свою выпускную программу.

– Помните ли Вы советы Вашего учителя?

Очень хорошо помню, как Крикор Дзеронович обратил внимание на то, что, когда я дирижирую, у меня зажимаются мышцы шейного отдела позвоночника. Дирижёру очень важно научиться снимать напряжение с мышц шеи и плеч. Это очень помогло мне в дальнейшем в моей профессиональной деятельности. А теперь я и сам учу этому своих учеников. И по-прежнему благодарен своему учителю за его советы.

– Каким учителем был Крикор Дзеронович – строгим или добрым?

Требовательным. Но и пошутить умел. Занятия вёл интересно. Я на них с удовольствием ходил. Особенно требовательным Крикор Дзеронович был к студентам оркестра, заставлял заниматься на домрах, балалайках. Эти инструменты были для нас дополнительными, но он требовал, чтобы исполнение было на таком же высоком уровне, как и на основном инструменте, и добивался отличных результатов. Благодаря его руководству в 1979 году наш оркестр стал лучшим в Северо-Кавказском региональном конкурсе оркестров народных инструментов, обойдя оркестр Ростовского колледжа искусств. Нас даже снимало телевидение.

– Что бы Вы хотели пожелать Вашему учителю?

В следующем году у Крикора Дзероновича юбилей. Ему исполняется 75 лет. А ещё через год – 20-летие созданного им оркестра русских народных инструментов «Дон». Очень хотелось бы пожелать учителю и его детищу вдохновения, профессиональных достижений и творческого долголетия.

– Спасибо за беседу.

На фото: 1997 год. Слева направо Б. Ф. Роганов, К. Д. Хурдаян, В. А. Анин, И. М. Овчаренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content