Юлиана Донская о творчестве, мюзиклах и совпадениях

Юлиана Донская о творчестве, мюзиклах и совпадениях

В Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым недавно состоялась премьера мюзикла-детектива «Приключения принца Флоризеля». Одна из его создателей Юлиана Донская — член Союза композиторов РФ, лауреат многочисленных фестивалей и престижных музыкальных премий, автор песен, исполняемых российскими звездами, — родилась и выросла в Таганроге. И не забывает родной город…

 Начнем с «кухни»…

 Все мы помним телекартину советских времен «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» по сюжету Стивенсона.

  • Игра Олега Даля там замечательная, но не скажу, что мне этот фильм в детстве очень нравился, и совсем не ностальгическая тяга к знакомому сюжету послужила поводом к созданию мюзикла, — замечает Юлиана Донская. — Начнем с «кухни»: как правило, сначала пишется либретто, в данном случае поэтом-либреттистом стал автор текстов популярных песен драматург Евгений Муравьев.

По словам Юлианы, выбор сюжета зависит от многих причин. «Ходовыми» считаются сказки с известным названием (к примеру, «Аленький цветочек»), подобный мюзикл интересен многим постановщикам. Иногда сами музыкальные театры подкидывают идеи, обозначив тему произведения, с которой готовы работать, и авторы пишут, уже ориентируясь на конкретный заказ. Еще одним фактором является выбор произведения, где авторские права позволяют использовать название, тему и так далее. В данном случае сюжет выбирал Евгений.

  • Было предложено либретто, к которому нужно написать музыку. Евгений Муравьев — мой давний соавтор, с ним вместе создано много песен, которые поют наши звезды. Это очень известный поэт, автор большого количества хитов, и с ним сотрудничать всегда за счастье, — объясняет Юлиана. – «Принц Флоризель» — мой первый мюзикл для взрослых. Остальные четыре написаны для детей.

Мюзиклы пишутся долго. Даже детские, не такие длинные, как взрослые, включающие 12-15 номеров, создаются от полугода до девяти месяцев. Во «Флоризеле» — 23 номера, и писала Юлиана их около двух лет.

«Сужу строго…»

  •  В наше время композитор не просто работает над мюзиклом, но и занимается аранжировками к нему. Полностью готовое произведение, «под ключ», является основным требованием театров, и это самый трудоемкий процесс, который, к тому же, требует определенных технических возможностей, — отмечает Юлиана Донская.

Впервые мюзикл о скучающем принце был поставлен несколько раньше, он и сейчас идет в Калининградском музыкальном театре (премьера представлена в 2018 году). В Симферополе, в Крыму, состоялось его второе прочтение.

  • Мне кажется, оно очень удачное: режиссер Владимир Косов сделал действие еще более ярким и остросюжетным. В постановке много юмора, классные шутки, неожиданные находки, на премьере самой оказалось интересно смотреть: а что же там дальше? — рассказывает композитор. – Как автор я сужу строго. За сценическое воплощение не переживала: со стороны режиссера всё очень продумано. Косов кое-что изменил, нас ожидали приятные сюрпризы. Отмечались отдельные моменты, которые ассоциативно связывали действие в единое целое. Не буду раскрывать тайны, если кто окажется в Крыму, обязательно приходите посмотреть. Спектакль где-то гротескный, где-то – лирический, очень разный. В целом мне понравилось. Я знаю, что будет еще лучше. Актеры утверждают: для полноценного впечатления нужно смотреть раза с десятого. Тогда спектакль обкатывается, и начинает жить по-настоящему, собственной жизнью.

К собравшей аншлаг премьере мюзикла театр подготовил портретную галерею актеров, его героев, стилизованных (помните фильм?) под авангардный портрет Клетчатого. И создателей либретто и музыки вместе с режиссером включить не забыли…

Их уже пять…

 На сегодняшний день Юлиана Донская является автором пяти мюзиклов. Помимо «Приключений принца Флоризеля» это «Маленькая принцесса», «На балу у Золушки» (постановка тоже идет в Крыму), «Аленький цветочек» и новый — «Стоптанные башмачки». Ему предстоит прозвучать в трех премьерах еще до Нового года. «Аленький цветочек» идет по всей стране, добрался даже до Марий Эл и Дагестана. Но для Юлианы самым любимым остается ее первый мюзикл «На балу у Золушки». Он создавался очень быстро.

  • У моей подруги не сложился договор с другими авторами на постановку с похожим сюжетом, притом что уже арендовали зал, подобрали актеров, создали декорации… И, чтобы помочь нашему заказчику, мне с моими питерскими соавторами Юрием Баладжаровым и Ольгой Виор пришлось очень быстро создавать совершенно новое произведение, не уходя далеко от несложившейся постановки. Состоявшись в Крыму, мюзикл получил высшую театральную премию «Золотой грифон» за лучшую музыку, и было очень приятно, что первое такое непривычное для меня произведение удостоено театральной премии, — повествует Юлиана Донская.

Она вспоминает замечательные яркие костюмы, выполненные для постановки. И считает, что ей крупно повезло: самый первый мюзикл Юлианы был исполнен на прекрасной сцене оркестром. Не каждому автору выпадает подобная удача – живая музыка, аккомпанемент талантливых профессионалов.

Песня о папе

 Очень дорог композитору и другой мюзикл — «Маленькая принцесса», также написанный совместно с Евгением Муравьевым. По словам автора, пока она над ним работала, случились некоторые мистические и печальные совпадения. Мюзикл рассказывает о девочке из богатой семьи, у которой был обеспеченный отец. Героиня училась в пансионе благородных девиц, и никто не сомневался, что ее ждет блестящее будущее. Но папа умирает, и девочка, лишившись содержания, из «маленькой принцессы» превращается в служанку, проходит все круги ада.

  • Когда я начинала писать мюзикл, не думала, что этот сюжет отзовется в моей судьбе. Среди музыкальной части есть номер про отца, который ушел. Я писала номера по порядку, и так случилось, что к этой теме подошла, когда неожиданно умер и мой папа, Александр Александрович Подопригора. Его многие знали в Таганроге – честный, правильный, бескомпромиссный человек, — вспоминает Юлиана. — Мюзикл надо было продолжать. Через месяц был его день рождения, именно в этот день я закончила печальный музыкальный номер. Папа когда-то немного обижался, что маме я уже песню посвятила, а ему нет. И в первый день рождения отца без него, будто отвечая его желанию, такая песня родилась. Мы с мамой рыдали вместе: музыка вышла щемящей, пронзительной… К сожалению, этот мюзикл еще не обрел сценического воплощения – может, потому, что у него такой непростой сюжет. Но я не теряю надежды, что он увидит свет.

Успеть за временем

 Несмотря на пандемию, Юлиана много работает, уделяя особое внимание премьерным показам. Предстоит пять премьер в разных городах, не останавливаются занятия в детском театре «Домисолька». Здесь Юлиана ведет эксклюзивный курс, который разработала сама: «Основы композиции и аранжировки». Ее ученики сочиняют музыку для песен, учатся их записывать в специальной программе, создают аранжировки, биты, пишут тексты…

  • Уже восьмой год занимаюсь этим, и у нас есть успехи: дети освоили саунд-дизайн, битмейкинг. Пандемия пока не позволила сделать полноценную презентацию диска учеников, где ребята исполнили собственные песни, но это обязательно произойдет в недалеком будущем. Я и сама не останавливаюсь, постоянно учусь, так как моим ученикам приходится объяснять, как делается сегодня модная музыка. Это непросто – всё время успевать за временем, и я прохожу платные мастер-классы, семинары, курсы, некоторые — в режиме онлайн, постоянно узнаю что-то новое, — подчеркивает Юлиана.

Она всё лето проработала над «минусовками» для «Флоризеля», заканчивала новый мюзикл «Стоптанные башмачки», готовила его к премьере. Для каждого театра и каждого артиста приходится менять тональности музыкальных номеров. Это непростой труд, особенно если учесть, что в одном спектакле задействованы как минимум два состава исполнителей. Кроме того, Юлиану Донскую часто приглашают в состав жюри различных престижных конкурсов. Так что скучать нашему композитору не приходится.

Напоследок заметим, как любопытно пересекаются линии путешествий талантливых уроженцев Таганрога. Известно, что Фаину Раневскую (тогда еще Фельдман) в 1916 году приняли в Летний театр в поселке Малаховка, здесь она впервые вышла на сцену. В том же поселке теперь живет и Юлиана Донская. Это только одно из целой череды совпадений. Но это уже совсем другая история… 

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото из личного архива Юлианы Донской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content