Илья Пико: «В Германии учат по советской системе»

Пианист Илья Пико – преподаватель и концертмейстер Таганрогского музыкального колледжа. Однако он обрел известность не только в родном Таганроге, но и в Западной Европе. 19 ноября Илья Сергеевич отметит свое 35-летие. 9 лет из них он провел в Германии.

«Мастер музыки»

На родине его педагогами стали: Ольга Новикова (ТДМШ им. П.И. Чайковского), Марина Лучанинова (Таганрогский музколледж) и профессор Сергей Осипенко (Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова).

В 2005-м, будучи в Германии, в городе Дортмунде, участвовал в конкурсе имени Франца Шуберта. Победителем не стал, зато обратил на себя внимание немецкого профессора, который пригласил талантливого русского в свой класс. Через год, в 2006-м, Илья по этому приглашению приехал в землю Северный Рейн-Вестфалия, что на западе Германии.

Немецкое высшее музыкальное образование, в отличие от российского, четко дифференцировано: оно готовит либо музыкальных педагогов, либо концертирующих исполнителей, у которых, в свою очередь, может быть своя специализация – на сольном исполнении классики, либо на аккомпанементе, либо на камерной музыке, либо на современной… В городе Эссен Илья в течение шести лет учился — у Арнульфа фон Арнима, Тиля Энгеля и Бориса Блоха – в университете искусств Folkwang на исполнительском факультете с углубленным изучением музыкальной теории и музыковедения; в итоге получил квалификацию «Мастер музыки».

В Германии самыми трудными стали первые два года: одновременно с музыкой приходилось изучать и немецкий язык. В 2007 году стал стипендиатом Ротари клуба: это значительно облегчило его материальное положение в первые годы обучения. Овладев немецким, в течение 7-и лет занимался преподавательской работой, поначалу совмещая её со своей собственной учебой. Вел и концертную деятельность; играл и в местных церквях – на электронном органе и на фортепиано.

Таганрогские музыканты узнали от Ильи много удивительного. Думается, те открытия, которые он для себя сделал в Германии, будут интересны и широкому кругу читателей «Таганрогской правды».

Обучение музыке – без рук!

В Германии, в отличие от России, в музыкальных школах инструментальному образованию с педагогом отводится лишь один урок в неделю. Одна из причин этого заключается в том, что в общеобразовательных школах при всем их разнообразии (только государственных – 4 вида) дети и подростки проводят основную часть своей жизни: все учатся в первую смену – с утра и едва ли не до вечера. Правда, для некоторых детей делают исключение из этого правила. В Германии сохраняется культ спорта. Поэтому, если у ребенка с малых лет обнаруживается талант, например, к футболу, – его освобождают от основной части школьных занятий, чтоб они не мешали развиваться ему как спортсмену. Столь бережной культивации юных музыкальных дарований там не наблюдается. Хотя система музыкального образования в Германии по-прежнему действует, кстати, во многом – благодаря… Советскому Союзу.

  • Советская система начального музыкального образования по-прежнему признается лучшей в мире; по ней учатся не только на постсоветском пространстве, но, например, и в Китае, в Японии, — отмечает Илья. – И в Германии учат по советской системе. Не все, но многие. Они занимаются по системе Артоболевской: используют её нотный материал, даже не переводя её сборники с русского на немецкий. Хотя в Германии очень быстро меняется система образования: она учитывает современные реалии; так, в неё интегрируется электронная музыка.

Немецкое музыкальное образование – платное, в том числе – в государственных музыкальных школах. На всех ступенях, начиная с первых уроков сольфеджио.

Зато бесплатным является общее среднее образование. Желающие учиться игре на каком-либо инструменте могут это делать и в общеобразовательной школе — благодаря правительственным программам JeKi jedem Kind ein Instrument («Каждому ребенку по инструменту»). Но обучение проходит, как правило, в небольшой группе по 3-8 человек.

Тактильные прикосновения в Германии исключены из педагогического арсенала. Но как же начинающему музыканту «поставить» руку?

  • Это – больной вопрос и для самих немцев, — делится Илья. — Но на экзамене по педагогике моей знакомой снизили оценку только за то, что она прикоснулась к руке ребенка и как-то её повела.

За русскими – к новым высотам

Раньше русских музыке учили – лично либо творческим наследием — европейцы, прежде всего немцы, начиная с Баха. В последнее время всё более четко прослеживается противоположная тенденция. Так, по словам Ильи, сейчас в Европе очень популярен Дмитрий Шостакович, причем как среди исполнителей, так и среди педагогов. Немало в Европе и музыкантов, приехавших из России. Одна из них — Анна Винницкая, которая в 2007 году в Бельгии стала победительницей престижного Международного конкурса имени Королевы Елизаветы, а через два года стала профессором фортепиано в Высшей школе музыки и театра Гамбурга. Анна, как и сам Илья, училась у профессора Сергея Ивановича Осипенко – выдающегося педагога современности, уроженца Таганрога, начинавшего свое музыкальное образование в музыкальной школе им. П.И. Чайковского.

У Ильи Пико в Германии наряду с немецкими детьми были ученики из Англии, Турции, Индии. Илья Сергеевич считает, что сейчас – особенно талантливые дети – не только в России, но и в мире в целом. Но, по его мнению, старые, проверенные временем педагогические методы работают все хуже; и советская система пробуксовывает. Однако же он остается оптимистом, поскольку уверен: современные дети помогут подняться на новый уровень и своим педагогам, и всей системе музыкального образования:

  • Мне понравилось, как Татьяна Михайловна Кузнецова, педагог нашей музыкальной школы имени Чайковского, на своем открытом уроке очень точно заметила: «Что такое школа Артоболевской, школа Николаева, школа Баренбойма? Это – индивидуальный путь конкретного педагога, основанный на его личном опыте.» А в Германии каждый педагог идет своим путем, конечно, учитывая опыт своих выдающихся коллег, в том числе советских: на это его, во всяком случае, ориентирует сама система высшего музыкального образования. И это правильно! Ведь всякий учитель и всякий ученик – уникален.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *