Хватит ли театру Таганрога денег на премьеру?

Когда в этом году ожидается премьера, о выпадающих доходах и о путях выхода Таганрогского театра им. Чехова из создавшихся во время пандемии проблем поговорили, встретившись с художественным руководителем Сергеем Гертом, заместитель главы администрации Таганрога Ирина Голубева и начальник управления культуры Елена Шелухина.

Театры откроют, в лучшем случае, в сентябре

Несколько дней назад актерам разрешили возобновить репетиции. Когда же таганрожцы смогут увидеть премьеры и любимые постановки — пока тайна за семью печатями. Известно, что для московских театров стало возможным вернуться к своей работе с августа при условии 50% заполняемости зала. Сергей Герт рассказал, что москвичи не начнут работу с августа, в лучшем случае — в сентябре.

  • Если в репертуаре, скажем, 28 вечерних спектаклей, и на репетицию каждого потратить хотя бы один день — это уже месяц, — говорит худрук.

Долго остававшиеся без родной сцены актеры продемонстрировали динамичный отрывок из пока несостоявшейся премьеры этого года «Небесный тихоход».

  • Новости из Москвы обнадеживают! С нетерпением ждем встречи с нашим зрителем, — выразили «летчики» гостям свои чувства.

Разговор продолжился в кабинете, увешанном грамотами и театральными масками, рядом с престижными наградами театра, аккуратно расставленными на стеллаже. В качестве единственной формы, которая могла работать во время пандемии, Сергей Герт назвал онлайн — общение.

  • Немного непривычно, и не все оказались готовыми. Это связано и с техническими возможностями: не у каждого подходящие смартфоны, есть компьютеры и быстрый Интернет, — поделился Сергей Давыдович. Но хорошо сказалась потребность артистов попробовать себя в новом качестве: в бесшабашной легкости удаленного общения присутствовали импровизация и «театр одного актера». Вышли онлайн-ролики, приуроченные ко Дню театра. Актеры принимали участие и в акции, посвященной Победе: «Поэзия до слёз», вспоминали о своих дедушках и бабушках — участниках Великой Отечественной войны. Прошли «Пушкинские дни», большой художественный блок подготовили и к закрытию сезона. Но потом, на каком-то этапе, мы осознали: то, что сейчас делаем, антитеатрально, а может, в каком-то смысле даже антипрофессионально, — обозначил проблему Сергей Герт. — Ничто не заменит действие на сцене «здесь и сейчас», а формат «онлайн» — в особенности. Потому что, как говорил Станиславский, именно для встречи с «живым духом» люди идут в театр.

Рециркуляторы и потерянные доходы

И актеры, и зрители ждут, когда театры вернутся к работе. Роспотребнадзором уже разработаны подробные рекомендации.

  • Мы просчитали, что, согласно требованиям, сложившимися на сегодняшний день, только до конца года для обеспечения безопасности зрителей потребуется примерно 470 тысяч рублей. Это средства на рециркуляторы, дезинфекторы, — говорит Сергей Герт.


Заместитель главы администрации Таганрога по социальным вопросам Ирина Голубева отметила: в связи с продолжительным режимом самоизоляции, практически, у всех учреждений культуры образовались выпадающие доходы, и общая их сумма в нашем городе превышает 29 миллионов рублей.

  • У театра это 4,5 миллиона, и цифра ещё вырастет. Детские мероприятия запрещены до 2021 года, а подобных постановок в репертуаре десять. А ещё отменится традиционное посещение театра школьниками на каникулах, да и старшеклассники — значительная часть зрителей вечерних спектаклей, — рассказал Сергей Давыдович. — Если в нашем регионе, как в Москве, рекомендуют заполнение зала на 50 процентов, это примерно 120 человек. После выплаты авторских гонораров и текущих расходов мы будем иметь 15-20 тысяч со спектакля. Пока что нам ещё и играть нельзя. Мы просуществовали это время без серьезных проблем, потому что очень хорошо работали до весенних событий, и сложилась «подушка безопасности» из собственных средств. Мы не обращались за помощью.

Елена Шелухина назвала один из вариантов поддержки для частичной компенсации «недостачи». Известно, что каждый год в сентябре проходит традиционный театральный фестиваль на родине Чехова, но в этом году он, по понятным причинам, не состоится. На мероприятие были заложены деньги в городском бюджете. Принято решение оставить часть этих средств, 1 100 тысяч рублей, для постановки будущих спектаклей (до конца года планируются три премьеры).

  • Мы оказались в сложной ситуации: чтобы зарабатывать деньги, нужны деньги. Создание спектакля — дело затратное. Один обходится в 1,5 миллиона, — пояснил Сергей Герт.

В ожидании карнавала

Одним из спектаклей, на который пойдут эти деньги, станет «Дон Жуан» по пьесе Самуила Алешина «Тогда в Севилье». Труппа планирует сделать постановку подобной яркому карнавалу — с боями, проходами невест в испанских традиционных костюмах. Дон Жуан по пьесе — это женщина, а история — про любовь и слухи, которые ходят о «роковом» герое…

  • Все произошло внезапно, когда театр был на таком взлете! Сколько здесь работаю, раньше не случалось, чтобы за месяц нельзя было достать к нам билеты. Мы к этому очень долго шли! Все ждали премьеру. Теперь нужно все начинать заново, — вернулся к главному потрясению этой весны, режиму самоизоляции, Сергей Давыдович.
  • Думаю, прекрасный коллектив под вашим руководством справится с этой ситуацией достойно, и мы вернемся к обычному ритму работы, — выразила уверенность Ирина Голубева. — Самое главное, чтобы люди поверили, что здесь безопасно, чтобы были созданы условия, удовлетворяющие требованиям сегодняшних дней.

Есть и хорошие события, произошедшие в период пандемии: благодаря федеральной программе по поддержке творческой деятельности муниципальных театров малых городов России в театре им. А.П. Чехова появились новые автобус «Ford Tranzit», звуковое оборудование за 500 тысяч рублей и дым-машина — генератор тумана.

В период пандемии заработная плата в коллективе сохранена полностью, руководство театра выполняло все обязательства. Жаль, что пятеро актеров, играющих серьезные роли, ушли по семейным обстоятельствам… Сергей Давыдович рассказал: очень сложно набирать новых людей, подготовка в театральных вузах оставляет желать лучшего. Он каждый день просматривает материалы претендентов.

  • Самое страшное, что во время обучения им не привили любви к театру. Они заняты самовыражением, поиском славы, чем угодно, только не любят театр. Сорок человек выпускается, один может работать на сцене, а остальные отправляются в Москву в поисках какой-то радости, на этом все заканчивается, — отметил художественный руководитель.

Для театра новый человек — это непросто. Например, из Новосибирска едет юная актриса. Ей нужно оплатить дорогу, дать подъемные, найти жилье, заплатить агентству. Это дорогое удовольствие. А чтобы ввести актера в спектакль, придется купить костюмы, обувь. По ходу действия их, бывает, меняют по два-три раза.

В то же время жители нашего города любят, чтобы занавес открылся, и все было красиво. Сейчас это важно, как никогда: мы приходим в театр в поисках радостного настроения, пышного зрелища, изящества, легкости, красоты. Проблем-то у нас в жизни и так хватает. Если все будет складываться лучшим образом, «Небесный тихоход» откроет театральный сезон, вероятно, ко Дню города.

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Сергея Плишенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content