«Грим-Асы» Виктора Бердакова

В Литературном музее А.П. Чехова продолжается посвященная 160-летию Антона Павловича выставка актера, режиссера и художника из Петербурга Виктора Бердакова «Грим-Асы».

В семь лет в родном Ленинграде он попал в драмкружок. Люди тогда были небогаты, особенно многодетная семья Вити Бердакова. У них, как и в семье Чеховых, было шестеро детей, но если Антоша стал третьим, то Витя оказался самым младшим, шестым. Все дети любят рисовать. Но у Вити Бердакова красок не было. Зато в драмкружке ему выдали грим. Им-то, театральным гримом, ребенок и стал рисовать, используя в качестве кисти собственные пальцы.

Виктор Бердаков – единственный в мире художник, работающий в этой им же разработанной уникальной технике, создатель собственного Театра образов «Грим-Асы». Асы в германо-скандинавской мифологии – боги-созидатели, вкладывающие душу в плоды своего труда. Таким вот асом стал и Виктор. Его графические работы украшают музейные и частные собрания России и зарубежья. Художник пообещал, что несколько своих работ оставит в нашем городе — как дар Таганрогскому музею-заповеднику.

Свои выставки он проводит вот уже двенадцать лет. Открывшаяся в Таганроге оказалась юбилейной, тридцатой. В этом заслуга заведующей культурно-массовым отделом Таганрогского музея-заповедника Ангелины Матковской. Она пригласила Виктора Бердакова в преддверии 160-летия Чехова, и художник с радостью принял это предложение: Антон Чехов – его любимый драматург, один из любимых писателей.

— В пьесах Чехова, в принципе, ничего не происходит, — отмечает артист. – Но там – люди, их души, желания, стремления. И все пьесы написаны о нас. Ведь у каждого человека какая-то своя неустроенность, несостоявшаяся мечта, иллюзия.

О том, что за человек Виктор Бердаков, может рассказать одна иллюстрация с натуры. Сорок лет назад в течение полутора театральных сезонов этот артист работал в Туле со ставшим теперь известным в Таганроге Сергеем Бариновым. С тех пор они не виделись и не общались. Узнав, что Сергей служит в Таганрогском Чеховском театре, Виктор пригласил коллегу на открытие своей таганрогской выставки, где сказал о нем как об артисте и о человеке очень много теплых слов.

Подтверждением таланта Виктора и его любви к людям являются работы художника:

— Я не пишу портреты, — говорит он. — Портрет – это статика. А я против нее, актеру нельзя быть статичным. У меня не портреты, а образы. Главное – это глаза, внутреннее состояние человека. Некоторые мне говорят, что у меня мрачные работы. Они не мрачные, они светлые. Как писал Пушкин, «печаль моя светла…». Все герои о чем-то думают, становясь в этот момент печальными.  

Изобразительному искусству Виктор Бердаков изначально не учился. Уже потом его учителями стали Леонардо да Винчи, Сальвадор Дали, французские импрессионисты. Позднее стал общаться с театральными и другими художниками.

Бердаков считает, что ему в жизни крупно повезло. В частности, на знакомства с удивительными людьми.

— Мои работы держал в руках Иосиф Бродский, — вспоминает Виктор. – И сказал: «Они иррациональны». А я тогда не знал, что это за слово. Но понял смысл: когда к работе нельзя подходить разумно; она воспринимается на каком-то другом уровне.

По словам петербуржца Бердакова, у Антона Павловича Чехова – замечательные земляки, а в особенности землячки. Одна из них — заместитель директора Таганрогского музея-заповедника Лариса Токмакова призналась, что завидует гостю белой завистью: она тоже в семь лет пришла в драмкружок, ей тоже выдали грим, но ей и в голову не пришло рисовать им, словно красками, на бумаге! Лариса также поделилась наблюдением: грим – не гипс и даже не краски, он всегда остается подвижным, «плывущим». Подобны ему и работы Виктора Бердакова: они живут своей жизнью, зримой для наблюдателя.

Среди привезенных в Таганрог работ наряду с героями Чехова и других писателей есть и портрет Фаины Раневской. Ее Бердаков нарисовал светлой, но трагической. Он в свое время общался с ней, в основном по телефону. Виктор вспоминает, что Фаина Георгиевна тогда огорчалась: «Дух театральный пропал в театре. Сострадание в театре пропало».

По мнению актера, режиссера и художника Виктора Бердакова, Чехова читают, почитают и любят во всех странах и во все времена за его, чеховское, сострадание к людям.

По-моему, такое сострадание присуще и самому Бердакову. Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти на его персональную выставку, экспонируемую в историческом здании Чеховской гимназии.

Выставка продолжит работу в течение февраля.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *