115 лет назад в Таганроге открылись первые стационарные кинотеатры (тогда их называли электробиографы) «Модерн» и «Луч». Эта годовщина стала прекрасным поводом для того, чтобы сотрудники музея «Градостроительство и быт г. Таганрога» с коллегами из Петербурга подготовили яркую, зрелищную выставку «Великий немой».
«Чистое кино»
Заместитель генерального директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга по просветительской деятельности Ирина Карпенко, поздравляя по видеосвязи таганрожцев с открытием выставки, отметила:
«Для нас важно взаимодействие с таким замечательным городом, как Таганрог, и с его музеями. Самую значимую и интересную часть коллекции киноафиш и киноплакатов из нашего музея мы постарались представить в этом проекте.
А заместитель директора таганрогского музея-заповедника Оксана Юрченко напомнила: кинорежиссер, продюсер и сценарист Альфред Хичкок называл немое кино самой чистой формой кинематографа. «Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой». Хичкок считал, что кинематограф в то время, как приобрел звучание, потерял свои важные черты — наивность, чистоту и искренность, с какой предстал перед зрителями в первые десятилетия ХХ века.
«Свидетельства той эпохи обращают нас к лучшим образцам кинематографического искусства. Афиши нашего музея тоже нашли свое место на этой выставке, как и предметы из разных коллекций, которые касаются развития кино в Таганроге и не только», — подчеркнула Оксана Юрченко.

Вещественные свидетельства
Когда на экране появился звук, прокатчики сочли бессмысленным хранить ленты немого кино, и поэтому к нынешнему времени большая часть их оказалась уничтоженной.
«Сохранилось лишь около 25% от фильмов, созданных в первые десятилетия ХХ века. А вот киноафиши, рассчитанные на кратковременный эффект для привлечения зрителя, по иронии судьбы остались единственным вещественным свидетельством о многих, навсегда утраченных лентах немого кино», — рассказала заведующая музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога», кандидат искусствоведения Марианна Григорян.
В начале прошлого века 40-минутные фильмы снимали за три дня и отправляли в прокат. Так, в 1913 году выпустили 129 картин, а в 1916-м их вышло уже около 500. В одном только Петрограде работали 229 кинотеатров. Киноведы советского времени утверждали, что в России в те годы кино ежедневно смотрели порядка двух млн человек. Афиша же давала зрителю явный посыл о жанре, стилистике, настроении картины.
Поэт и писатель Корней Чуковский в свое время обозначил художественный принцип искусства киноплакатов: «Бей по голове». «Для них каждый забор — галерея и каждая улица — музей», — его цитата об афишах из газеты «Речь» (1910 год).

Билеты за колбасу
Представленные на выставке киноафиши преимущественно созданы с 1914 по 1919 годы. К 1914-му монтажные фотоплакаты с несколькими кадрами и текстовыми пояснениями, используемые вначале, ушли в прошлое, так как не привлекали большого внимания. Новые афиши характеризовались броскими цветовыми пятнами, четкими графическими контурами, отсутствием лишних деталей.
В 1919 году киноиндустрию национализировали, и началось создание советского кино.
Во все времена большим спросом пользовались мелодрамы из светской жизни. Например, сохранился плакат Михаила Вернера «Столичный яд», где к изящной лирической героине актрисы Веры Холодной с городских крыш тянутся хищные щупальца зеленого осьминога. Эту российскую мелодраму по мотивам романа Сергея Фонвизина «Сплетня» поставил русский кинорежиссер Петр Чардынин. А художник Михаил Кальмансон создал плакат для фильма «Дочь Анны Карениной». Сценарий «киноромана из современной жизни» рекламировали как случайно обнаруженный и записанный со слов Льва Толстого. Есть в экспозиции и плакат к фильму «Царь Иван Васильевич Грозный» с Федором Шаляпиным в главной роли…
О детективных боевиках того времени свидетельствует плакат к фильму «Вор любви», снятым Иваном Пельтцером, отцом известной актрисы Татьяны Пельтцер.
На выставке можно узнать о ярославском предпринимателе Григории Либкене, производителе и продавце колбас, всем, купившим его товара на пять рублей, предприниматель давал бесплатный билет в кинотеатр. Также Либкен создал акционерное общество, выпустившее несколько десятков картин, основанных на сюжетах русских народных песен…
Отправной точкой развития российского киноискусства считают 1896 год: в петербургском кинотеатре «Аквариум» продемонстрировали первые документальные сюжеты. Уже в 1897 году кино увидели и в Таганроге: в нашем театре состоялся сеанс синематографа Люмьера при электрическом освещении (об этом сообщала газета «Приазовский край»).

«Молчи, грусть, молчи»
На выставке можно увидеть несколько фотокарточек с портретами актеров Ивана Перестиани и Веры Холодной, чьи имена стали символами немого кино. Иван Перестиани родился в Таганроге и начинал карьеру на сцене нашего театра под псевдонимом Иван Неведомов. Позже он занимался кинорежиссурой, и его фильм «Красные дьяволята» 1923 года стал культовой советской картиной немого кино.
В экспозиции представлено редкое фото кинотеатра «Модерн» в Таганроге. На афишах — популярная тогда кинолента «Сказка любви дорогой» (другое название «Молчи, грусть, молчи»).
Передвижные киноустановки в Таганроге демонстрировали фильмы в театре, в саду Коммерческого собрания, в павильоне городского сада, а в зимнее время — в гостиницах и общественных зданиях. С 1907 года в городе стали появляться кинотеатры-электобиографы «Мираж», «Иллюзион», «Париж», «Эдем», правда, по разным причинам работали они недолго. В 1910-м открылись первые стационарные кинотеатры «Луч» и «Модерн», оставившие значительный след в культурной жизни города.

Кинофильмы обычно сопровождались игрой пианиста, которая усиливала эмоции, придавала оттенки восприятию. Со временем появились специальные аранжировки, механические инструменты. Музыка и сегодня играет свою роль в каждом кино. Именно поэтому в музейном саду Таганрогский муниципальный камерный оркестр (руководитель — Игорь Тронов) продолжил встречу музыкальными темами из кинофильмов. Добавили глубоких чувств гостям встречи ария из сюиты № 3 Иоганна Себастьяна Баха, увертюра из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Владимира Дашкевича, музыка Нино Рота из кинокартины «Ромео и Джульетта» и другие…
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора








