«Гардемарин» Сергей Жигунов обсудил проблемы Таганрога

«Гардемарин» Сергей Жигунов обсудил проблемы Таганрога

В Таганроге побывал актер, кинорежиссер и продюсер Сергей Жигунов — прошелся по таганрогским улицам, поучаствовал в «круглом столе», где пообщался с неравнодушными общественниками. Разговор коснулся архитектуры, граффити и проблем театра ТаКТ.

Встреча на краю Европы

Это странное чувство, кода в зал входит очень знакомый человек (и лицо, и голос), ты с ним здороваешься и вдруг понимаешь, что он тебя знать не может. Потому что «знакомец» твой – с экранов телевизоров и кинотеатров. Поскольку в зале собралась преимущественно молодежь, вспомнили роль Максима Шаталина из сериала «Моя прекрасная няня», но для старшего поколения Жигунов был и останется гардемарином, героем романтических приключений, воплощением честности и чести.

Сергей Викторович посетил Таганрог не для того, чтобы делиться творческими планами, а чтобы обсудить некоторые городские проблемы. Разговор за «круглым столом» касался в основном культуры Таганрога.

Короткий исторический экскурс, который в начале встречи провел краевед Альберт Смирнов, прозвучал увлекательно и слегка фантастично. Например, он рассказал, что в данный момент мы находимся на краю Европы, и по Азовскому морю проходит граница Азии. Так, Ростов-на-Дону, по его словам, — пограничный город, а левый берег Дона – уже Азия. И действительно, существует такое суждение у географов, но взгляды их по этому поводу разнятся многие годы. Азовское море Альберт Владимирович обозначил как воды Атлантики.

  •  Керченский пролив, Босфор, Дарданеллы, Гибралтар: мы с вами можем попасть в любую точку Мирового океана. Хотите в Японию, хотите – в Бразилию! — отметил краевед.
    Он добавил, что, вероятно, лукоморские половцы, упоминаемые в «Слове о полку Игореве», жили в наших краях. Таганрог — первая военно-морская база России, построенная по заранее утвержденному плану, и хотя бы поэтому нам важно сохранять и приумножать исторические и культурные богатства, которые есть в нашем городе.

К сожалению, ремонт и модернизация, призванные улучшать уровень жизни, иногда способствуют разрушению уникального архитектурного ансамбля, сложившегося за века. Поэтому так важно быть неравнодушными и выносить на обсуждение информацию об исторической целостности — с помощью интернета, средств массовой информации, чтобы при постройке новых домов и реконструкции старых не допустить непоправимых утрат…

Проекты находят поддержку

Далее разговор зашел о насущных проблемах Таганрогского камерного театра. Его художественный руководитель Людмила Илюхина рассказала, что ТаКТ недавно закрыл свой 25-й сезон, является социально направленным, и первая задача коллектива — работа с детьми и молодежью.

  •  Мы стремимся развивать их художественный вкус, селить добро в сердцах, — объяснила Людмила Александровна позицию труппы.

Она вспомнила о проекте «Театр в каждый двор», который родился в ТаКТе в Год театра и был поддержан Фондом президентских грантов, и поведала о фестивале «Улица Чехова».

  •  Давно появилась идея сыграть спектакли в декорациях нашего прекрасного города. Президентский грант помог осуществить эту затею. Пригласили театры со всей страны и представляли пьесы в различных городских локациях бесплатно для зрителей, — сказала худрук театра ТаКТ.

Она обозначила проблемы коллектива: отсутствие возможности нанимать персонал, например, чтобы вести бухгалтерию или создавать декорации, — все эти работы выполняют сам актеры. Также ТаКТ не может принимать на службу иногородних артистов, так как нет возможности предоставить им жилье. Сергей Жигунов уточнил репертуар, детский и взрослый, и спросил о ценах на билеты.

  •  Задача для нас такая, чтобы каждая бабушка могла привести внука. В семье бывает трое, четверо детей, желательно, чтобы все они могли попасть на спектакль, поэтому детский билет стоит 150 рублей, — пояснила Людмила Илюхина 
  •  Цены на билеты нужно менять. Это неуважение к собственному труду! – отреагировал Сергей Жигунов. — Как может артист, играющий вживую на сцене, стоить меньше, чем продукт кинематографа?

Выслушав объяснение о низкой покупательной способности провинциальных театралов, он предложил попробовать оформить проект 12 театральных месяцев и премьер, обратившись в президентский Фонд культурных инициатив, даже пообещал написать письмо в поддержку театра.

  •  Всё хорошо сделайте, отчитайтесь правильно! Фактически вы датируете из своего кармана культурную жизнь города, много работая и получая небольшую зарплату. Это, конечно, хорошо, но так не должно быть. Попробуйте, этот фонд специально создан для таких организаций, как ваша, — предложил Сергей Викторович.

«Потом будет поздно!»

Также на встрече обсудили грань между уличным искусством и вандализмом, поговорили о фестивале граффити и сообществе «Движение вверх», представители которого закрашивают изрисованные стены. Разговор шел о том, что граффити — тоже часть современной культуры, вероятно, существуют способы, чтобы самовыражение некоторых художественных натур украшало, а не уродовало городские стены.

  •  Очень серьезный подход в таком городе, как ваш, нужен к уличной живописи, ее расположении и уместности, — отметил Сергей Жигунов и перешел к архитектурным решениям Таганрога в целом: — Этой проблемой надо заниматься, потом будет поздно! Мне кажется, в Таганроге стоит создать некий общественный совет, куда должны войти люди, которые смогут повлиять на художественные решения его развития; где будут обсуждать важные детали — от цвета плитки на главной улице города до граффити: на какой стене можно, а на какой нельзя, и что это должно быть за граффити. Вы очень скоро, буквально через месяцы, через год-другой можете столкнуться с проблемами большой реконструкции, когда закроют всё сплошные синие стеклопакеты, заполонят стены вынесенные кондиционеры в исторической части города, разрешат граффити не на той стене, — и это катастрофа! Полное разрушение облика, потеря лица, связей с прошлым, дальше вы потеряете город! За этим кто-то должен следить. К сожалению, архитекторы, которые призваны выполнять эту функцию, как правило, во всех городах нашей страны, включая столицу, с этим не справляются. И это ужасно. Возникают такие монстры! Кто за это отвечает? А никто не отвечает!..
  •  Есть архитектор, ему «наплевали на пиджак», он покраснел, ушел в отставку, а домик-то остался! На Мосфильмовской (улица в Москве — прим. автора) «влепили» такую «рюмку», этажей сорок, наверное, вот что она там делает? — эмоционально продолжил он, отметив, что таганрожцам нужно как зеницу ока беречь исторический центр города.

Атмосфера, которую нельзя потерять

  •  Я ростовчанин (родился и вырос в Ростове-на Дону — прим. автора), знаю, что вы не любите нас, давно оттуда уехал, это меня как-то оправдывает, — пошутил Сергей Викторович. — Не знал, что Таганрог такой красивый, переехал бы сюда, но по ошибке отправился в Москву… Мы сегодня ходили по городу, смотрели места, где идет реконструкция. Такое чувство, будто витает в воздухе легкое несоответствие. Словно в кино без консультанта, где художники — постановщики и по костюмам — вроде бы много потрудились. Но присмотришься — погон не тот, тельняшечка не та, немножечко не та эпоха… Будто бы всё правильно, а целостность не приходит. Вот вы сейчас встали на грань, когда еще чуть-чуть — и чуда не произойдет… Вся красота покрашена в одну краску, тротуар не тот, тут что-то спилили, здесь замазали, влепили вывеску. И ты понимаешь, что под всем тем, что хочется соскрести, живет прекрасный город с удивительной архитектурой, с атмосферой, которая могла бы быть, но ее уже почти нет. Она еще как-то улавливается — чуть-чуть, буквально, — но скоро вы ее потеряете! Таких городов в стране почти не осталось. Деньги-то те же самые тратятся на ремонт, одна краска использована для здания или две, правильно или неправильно выбран колер. Помогать своему городу надо!

Он рассказал, что в конце сентября начинает съемки картины об Одессе (туда сегодня не пускают) и его группа в Крыму ищет подходящие объекты.

  •  Приедет режиссер, пошлю его к вам вместе с художником. Если найдут подходящие площадки, заедем и сюда. Кино — это дополнительные деньги для городского бюджета. Мы нанимаем людей, транспорт; необходимы питание, гостиницы. У вас всё для этого есть, хорошая натурная площадка, южный город, — отметил Сергей Жигунов.
  •  Почему у нас Михалков «Утомленные солнцем-2» снимал? Здесь море мелкое. Он утопил баржу – поднял, опять утопил: удобно! На мелководье можно много чего снимать про флот! – подчеркнул Альберт Смирнов.

Гость пообещал взять это на заметку. Участники встречи по очереди фотографировались с Сергеем Жигуновым и брали у него автографы, а маленький пес продюсера Стёпа тем временем деловито обследовал зал. А затем, как ни в чем не бывало, вернулся на руки к хозяину.

Марина Даренская
Фото Елены Шикули

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content