Сегодня, 23 июня, во многих странах мира отмечается День балалайки. А 21 июня, в преддверии международного праздника музыкантов-народников, Чеховская библиотека принимала Второй городской фестиваль «Балалайка – русская душа».
Праздник этот – молодой, 15-летний: отмечается с 2008 года. Первое известное историкам упоминание о щипковом музыкальном инструменте в русских письменных источниках относится к XVII столетию. Оно прозвучало в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», датируемом 23 июня 1688 года. Через 320 лет нашелся энтузиаст, предложивший учредить праздник, посвященный балалайке. С этой идеей выступил президент Российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский.
Открывая Второй городской фестиваль «Балалайка – русская душа», приветствуя всех его участников, заместитель главы администрации города по социальным вопросам Ирина Голубева обратила внимание на то, что в концертно-выставочном зале присутствуют, в основном, представители самого младшего и самого старшего поколений и отметила, что музыканты-народники своим творчеством сплачивают соотечественников.
«Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок.
Известно, что балалайка в 1688 году была подарена молодому царю Петру I. И именно ко времени его правления относится первое упоминание о ней. Основатель Таганрога к балалайке относился с большой симпатией – в отличие от своего отца, царя Алексея Михайловича, который в свое время своим указом повелел отбирать у скоморохов их музыкальные инструменты, в том числе балалайки, и бросать их в огонь.
В нашем городе, где первыми из музыкальных инструментов зазвучали барабаны, позднее можно было услышать самую разную музыку, в том числе, конечно, и народную, исполняемую на балалайке. Наш великий земляк Антон Чехов тому — свидетель. В его рассказе «Учитель словесности» говорится: «Но не у одних только Шелестовых жилось весело. Не прошел Никитин и двухсот шагов, как и из другого дома послышались звуки рояля. Прошел он еще немного и увидел у ворот мужика, играющего на балалайке. В саду оркестр грянул попурри из русских песен…».
В качестве концертного инструмента балалайку в XIX веке открыл Василий Андреев, создавший Великорусский оркестр.
Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и вызвала бурю восторга. «Простонародные» балалайки звучали возвышенно и благородно. Их волнующее тремоло трогало душу, их голосами пели необозримые русские просторы. Это было открытие в мире музыки.
Виртуозное звучание простого инструмента поражало и российского императора Николая II, и других венценосных особ. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения. Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»
Балалайка, самый известный русский инструмент, стала символом музыкального творчества русского народа, частью русской народной культуры. Гости состоявшегося в Чеховке Второго городского фестиваля «Балалайка – русская душа» услышали чудесное звучание этого удивительного инструмента в исполнении учащихся и преподавателей таганрогских музыкальных школ и школы искусств, Таганрогского музыкального колледжа, артистов муниципального ансамбля народных инструментов «Диво».
Балалайка покорила сердца не только композиторов, сочинявших красивые, сложнейшие мелодии для этого, казалось бы, незатейливого инструмента. Русские художники смогли перенести на свои полотна красоту и уникальность музыкального символа России. В течение концерта на экране демонстрировались эти картины. Юные таганрогские художники тоже не остались в стороне, в концертно-выставочном зале, где проходил Фестиваль, была представлена тематическая выставка работ учащихся Таганрогской детской художественной школы имени С.И. Блонской.
Концертную программу открыл ансамбль балалаечников «Добры молодцы и красна девица» Таганрогской детской музыкальной школы (ТДМШ) имени П.И. Чайковского (Даниил Весенин, Андрей Косарев и Кира Бомко, преподаватель — Андрей Помазкин).
А заключительным номером всего концерта стал «Потешный марш» Виктора Котельникова. Это произведение исполнил Даниил Весенин (преподаватель — Андрей Помазкин) в сопровождении муниципального ансамбля народных инструментов «Диво» (руководитель – Сергей Пико).
Наряду с исполнителями – совсем еще юными и взрослыми профессионалами – заслуженные аплодисменты принимали педагоги-наставники Андрей Тиборович Помазкин, Марина Михайловна Гагарина, Дмитрий Алексеевич Кузовлев и Олег Владиславович Багновский. Все участники концерта награждались также и фигурными балалаечными пряниками: народный музыкальный инструмент вдохновил на творчество и мастеров пряничного дела.
А российских и зарубежных композиторов на обогащение балалаечного репертуара вдохновляет наш земляк, преподаватель Таганрогского музыкального колледжа и ТДМШ им. П.И. Чайковского Андрей Помазкин: вопреки своей сравнительной молодости (1 июля ему исполнится 45 лет), он в мире музыки пользуется немалым авторитетом.
Юрий Жикривецкий, уроженец Батайска, в свое время окончивший музфак Таганрогского пединститута и оставшийся в альма-матер в качестве преподавателя, в 1991 году эмигрировал в США, живет в Чикаго. Сам будучи баянистом, пишет музыку, в основном, для баяна и аккордеона. Андрей Помазкин сподвиг его создать сонатину для балалайки и фортепиано. По просьбе того же Андрея Помазкина это произведение впервые исполнили балалаечник Максим Гамаюнов и пианистка Нелли Пчелинцева.
Андрей Помазкин тоже пишет произведения для балалайки – в соавторстве с преподавателем по классу балалайки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Евгением Желинским.
Пожелаем Андрею Тиборовичу и всем таганрогским балалаечникам вдохновения и новых творческих успехов. И сил для приумножения в мире веселья и радости, которые несет балалайка, которых нам сейчас так не хватает.
Оксана Сербина, Антон Сахновский, фото Антона Сахновского