Что такое языковой барьер, мы знаем. А когда человек не может общаться на родном языке с собственной семьей? Когда он мучительно долго силится, чтобы сказать внятную фразу? Оказывается, есть возможность помочь таким людям.
Всё строится вокруг общения
Центр развития и коррекции Ирины Янченко «Правильная речь», используя уникальные методики, возвращает особенным детям и взрослым уверенность в себе.
«К нам приходят с различными особенностями развития. Работаем с очень широким спектром таких особенностей. Например, деткам, которые долго не разговаривают по разным причинам, помогаем заговорить, а родителям — создать условия, чтобы малыши заговорили», — рассказывает учитель-логопед высшей категории, кандидат психологических наук, логопсихотерапевт Ирина Янченко. Она более 30 лет в этой профессии.
Существуют особенности, при которых заговорить быстро не получается, например, познавательного развития (умственная отсталость), синдром Дауна. Встречаются сочетанные (сложные) дефекты двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.), когда речевые особенности ребенка — часть структуры другого синдрома…
«У нас работает театральная студия «Солнечные лучики» для особенных детей от четырех лет, посещают ее и взрослые. Постановкой спектаклей занимаются наши талантливые специалисты — музыкальный руководитель и олигофренопедагог. Спектакли успешно участвуют в различных конкурсах», — отмечает Ирина Владимировна.
В центре «Правильная речь» всё строится вокруг общения. Речь существует не сама по себе, она — для общения друг с другом. Поэтому логопедия, психология, дефектология логопсихотерапия, нейрокоррекция — все эти разные специализации объединены, чтобы помочь детям и их семьям тренировать полноценное биологическое общение.
Есть у Центра подопечные с анатомическими патологиями, такими, как расщелина неба, губы; дети с ДЦП. Здесь восстанавливают речь и при заикании…
Работают по особенной методике семейной групповой логопсихотерапии, а курирует центр Психологический институт Российской академии образования.

Когда сходятся разные школы
Основатель Центра Ирина Янченко училась по специализации «логопедия» на дефектологическом факультете Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В то время логопеды считались «голубой кровью», и конкурс составлял 28 человек на место. Ирина Владимировна в юности хотела стать врачом, отправилась в медицинский институт на день открытых дверей, но не по душе пришлось: будущих абитуриентов повели сразу туда, где препарируют. Мама Ирины предложила подобрать другую специальность, где помогают людям, и они вместе просмотрели толстый справочник.
«Мы жили в станице Краснодарского края, это большой родительский труд — отправить меня учиться в Москву», — вспоминает Ирина Владимировна, рассказывая, как благодарна маме и папе за любимую профессию.
Школу Ирина окончила с медалью, вуз — с красным дипломом. Молодой специалист Ирина Янченко поработала логопедом и в детском саду, и в частной школе. Также более 10 лет она преподавала в ТИ имени Чехова на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи, имеет много наград разного уровня.
Ирина Янченко рассказывает, что Центр представляет так называемую «московскую» школу и наиболее опытные ее коллеги — представители «питерской» и «саратовской» школы логопедии. Есть сотрудники моложе, с которыми они делятся своими лучшими наработками.
«Случайно вышла на волшебную методику по устранению заикания. Сыну исполнилось три года, дочери — семь, и супруг вместе с моей мамой смогли отпустить меня на месяц учиться в Москву в Психологический институт Российской академии образования. Подход у моего учителя, доктора психологических наук Наталии Карповой оказался крайне необычен. Я проходила курс так, будто бы у меня есть заикание», — делится Ирина Владимировна.

К свободе и спокойствию
Она и привезла методику логопсихтерапии в Таганрог, который стал первым после Москвы городом, где ее начали применять. В этом году отмечали 30-летие семейной групповой логопсихотерапии. В настоящее время лишь в 11 городах страны работают по данному методу. Это отдельная научная школа со своим научным руководителем — доктором психологических наук Наталией Карповой. Она разработала новое направление для методики (семейную и групповую), появившейся в конце 60-х годов прошлого века (автор — Юлия Некрасова). А истоки метода лежат в работах знаменитого советского врача, психолога и психотерапевта Казимира Дубровского.
В Таганроге у работы существуют свои особенности.
«Только в нашем Центре работают в течение всего учебного года с детьми разного возраста, даже с совсем маленькими. Волшебный возраст — два с половиной — четыре годика: если с момента появления заикания прошло не более трех месяцев, возможно избавиться от этой проблемы насовсем за небольшой период занятий», — поясняет Ирина Янченко.
Бывает по-разному, однако улучшения есть всегда, в 100% случаев. У кого-то заикание уходит совсем, другие начинают управлять этой особенностью, так, что в целом получается легкая свободная спокойная речь. Важно различать логопедическую и психологическую надстройку, тут много разных моментов. Главное, что люди после занятий обретают свободу, спокойствие, начинают по–новому видеть мир, по-новому говорить, находят профессию, больше не чувствуя ограничений из-за трудностей в речи. Знакомятся, создают семью, становятся папами и мамами. Родитель с заиканием может передать эту особенность своим детям — из-за манеры малышей подражать или предрасположенности. А если с заиканием работали специалисты, у семьи начинается светлая полоса.
Также здесь работают с постановкой звуков — это самая большая традиционная область логопедии подходит для любого возраста. Есть свои особенности, секреты. Например, развитие всех компонентов речи вкупе, развитие слуховых процессов, чтобы ребенок в своем новом, обогащенном словаре с отработанными грамматическими категориями при развитии связного высказывания мог использовать новые звуки в общении с другими детьми и с родителями.

Части одного синдрома
«Занимаемся мы и дисграфией и дислексией — нарушениями способности к овладению навыками чтения и письма, которые не связаны с интеллектуальными возможностями ребенка», — отмечает Ирина Владимировна.
Расстройства часто проявляются одновременно: за чтение и письмо отвечают одни и те же зоны головного мозга. Сложность состоит в том, что это проявления отсроченной патологии, которую пропустили в детском возрасте. Случается, требуется длительная логопедическая помощь на каждом этапе: от появления до орфографии и знакомства с учебниками русского языка.
«В определенный период профессионального пути я познакомилась со специалистом-нейропсихологом и погрузилась в эту область. Теперь вижу многие особенности как проявление части какого-либо синдрома и понимаю, что именно с этим делать, как переходить к коррекции. Это следствие большого опыта в данной сфере», — поясняет специалист.
«Правильная речь» сотрудничает с ортодонтами – это миофункциональная коррекция. У годовалого ребенка иногда проявляется какая-нибудь особенность: язык держит необычно, соску сосет по-особенному. Здесь возможно провести правильную работу с мышцами для профилактики нарушений прикуса. К трем годам уже начинается деформация зубочелюстной системы.
«Практически у всех, кто к нам приходит, есть особенности прикуса», — говорит Ирина Владимировна.
Если в семье растет ребенок с особенностями здоровья, помочь требуется и маме, и папе. Для восстановления речи при сложных дефектах нужны спокойные родители в продуктивном статусе, а не в слезах и нервном истощении. Важно принимать работу над развитием речи ребенка как интересную совместную для будущего.
«Часто ребятам и родителям говорю — по завершению курса обучения в нашем Центре речь будет вашей сильной стороной. Важно, чтобы вы сейчас это почувствовали и далее держали вектор на правильную речь», — говорит логопсихотерапевт.
Работает группа «Голос», куда приглашают выпускников Центра — для достижения новых высот.
«Занимайся дыхательной и артикуляционной гимнастикой, иди к своей красивой речи, подобно тому, как трудятся актеры, получай от этого удовольствие, играй в спектакле, развивай голос как личный бренд, — советует всем и каждому Ирина Янченко. — Учись в случае надобности отстаивать точку зрения и договариваться — это важно».
Марина Даренская, фото предоставлено Ириной Янченко








