Дилемму, куда отправиться за продуктами — в супермаркет или дискаунтер — многие покупатели все чаще разрешают в пользу второго. Магазины низких цен перестали ассоциироваться с точками продаж исключительно «для бедных». Тренд на разумное потребление заставляет задуматься: нужно ли переплачивать за красивую упаковку и маркетинговые вложения? «Нераскрученный» — отнюдь не аналог «некачественного»; то же можно сказать и о наличии и отсутствии яркой обертки.
«Но за счет чего в дискаунтерах так дешево?», — такой вопрос задает практически каждый покупатель. Рассказываем подробнее.
Что такое дискаунтер
Название этого формата торговли происходит от английского слова discount — «скидка». Концепция, которой придерживаются в дискаунтерах — «самая низкая цена на полке».
И дискаунтеры, и супермаркеты обычно занимают приличную площадь: от 200 до 2500 и более квадратных метров. Но есть важное отличие. В супермаркетах, как правило, обустроены отдельные склады, где хранится товар. В дискаунтерах же реализован формат «магазин-склад». Например, в торговой сети «Победа» большая часть товара в упаковках находится сразу в торговом зале (его завозят из распределительных центров). Это дает экономию на складских сотрудниках, логистике внутри торговой точки и прочем. И это — уже минус от цены на товар.
Плюс к этому, дискаунтеры зачастую расположены не как «магазин у дома» (на первых этажах жилых зданий или рядом с многоэтажками), а в более отдаленных местах, где земля или аренда дешевле. Добираться до них удобнее на машине, что объяснимо: в магазинах низких цен обычно закупаются не на день, а на неделю-две, или даже месяц. Но в большинстве случаев дискаунтеры доступны и для тех, кто пользуется общественным транспортом.
Красиво vs Практично
Внутри дискаунтера и супермаркета разная обстановка. Продуманная, с соблюдением последних трендов и учетом психологии покупателей, выкладка, над которой корпят мерчендайзеры; предпродажная подготовка, рекламные баннеры, фирменные стеллажи и прочее, и прочее — все это реалии супермаркетов. И все это закладывается в стоимость товара.
В дискаунтерах иначе — лаконично и в чем-то даже сурово. Никакой «продающей» (расслабляющей) музыки и украшений ко Дню взятия Бастилии. Раскладка простая: в магазинах «Победа» товары разложены на паллетах или лежат в коробках; нет «модных» стеллажей и ярких баннеров, фирменных ценников и наклеек. Вместо глянцевых листовок с рекламой конкретных товаров покупателям предлагают буклеты — каталоги, в которых есть весь ассортимент.
Здесь также можно найти товары, которые продаются и без упаковки, что называется «на развес». Этот формат любят приверженцы тренда на экологичность. Они используют для покупок многоразовые мешочки и таким образом вносят свой вклад в уменьшение количества пластика на планете.
Степень лаконичности зависит от формата дискаунтеров (они бывают «мягкие», «жесткие» и «ультражесткие»). Но в любом случае, здесь, как в известном анекдоте: «Вам шашечки, или ехать?». Каждый выбирает, что ему ближе — красота с большой наценкой или экономная практичность.
Тренды и бренды
Ассортимент в супермаркетах, как правило, шире: здесь можно найти и бюджетные, и «штучные» товары которые по карману не каждому, а потому продаются порой пару раз в месяц. Дискаунтеры ориентированы не на широкий ассортимент (обычно край у них — 2-2,5 тысячи позиций), а на минимальную цену и максимальную оборачиваемость. Здесь не будет быстропортящихся продуктов. А на полках вы, скорее всего, найдете в большинстве своем отечественную продукцию, включая локальные (региональные) бренды. Так, например, в дискаунтере «Победа» много ценников «Покупай местное». Для жителей это своеобразный знак качества — хорошая продукция по доступной цене.
Также зачастую в магазинах низких цен продаются не раскрученные бренды, в цену которых также заложены расходы на продвижение, а менее известные. Либо товары под собственной торговой маркой. Но это совершенно не означает, что они некачественные. Дискаунтеры заинтересованы в том, чтобы покупатели приходили к ним чаще, а не обжигались на сомнительных товарах. Экономить нужно не на качестве — это непреложное правило.
Но, кстати, и товары «из рекламы» тоже присутствуют на полках дискаунтеров, и стоят здесь дешевле, чем в супермаркетах. Это уже итог работы с дистрибьюторами и (что чаще, чтобы исключить посредников) производителями. Объемы закупок для магазинов низких цен огромные, а оборачиваемость продукции — высокая, плюс, как правило, нет платы за вход в сети. Это дает дискаунтерам возможность диктовать свои условия.
Реклама по-соседски
Какова экономика супермаркетов и дискаунтеров? Ключевая статья расходов любой компании — логистика и персонал (в дискаунтерах, напомним, его минимизируют). Далее идет аренда (в центрах городов, спальных районах она выше), коммунальные платежи, маркетинг и реклама.
Роль последней в магазинах низких цен, как правило, выполняет сарафанное радио. Ну кто не поверит свекрови или доброй соседке, которая пришла домой с мешком вкусных и дешевых макарон, которые «Взяла на всякий случай — не испортятся»!
В итоге в супермаркетах наценка может составлять до 40% от закупочной цены, в то время как дискаунтерах – всего 5-15%.
Эксперты прогнозируют, что популярность магазинов «без излишеств» будет только расти — это диктует, в том числе, и экономическая обстановка. Сегодня — не время для переплат.
Реклама. ООО «ТК Лето», ИНН/КПП: 7327067461/997350001, erid: LdtCK8bVi
Фото предоставлено рекламодателем