Авиационный календарь. 10 ноября

38 лет назад — 10 ноября 1982 года впервые поднялся в воздух двухместный ударный вертолет, предназначенный для поиска и уничтожения противника в условиях активного огневого противодействия – Ми-28.

Разрекламированный западной прессой новый американский скоростной и маневренный вертолет AH-56 «Cheyenne» вызвал у Михаила Миля и его коллег интерес к созданию универсальной летающей платформы, способной нести разнообразное вооружение. Перевозка личного состава в таком варианте не предусматривалась. Первые наброски нового боевого маневренного вертолета были выполнены в конце 1968 года. Однако большая загрузка фирмы и смерть Миля отодвинули создание этой машины на несколько лет. К проекту вернулись в 1972 году, когда командование ВВС сформировало основные требования к перспективной машине. Вертолет должен был служить средством поддержки сухопутных сил на поле боя, уничтожения бронетехники, сопровождения вертолетных десантов, а также борьбы с вертолетами противника.

Рассматривались несколько вариантов новой машины, включая двухвинтовую с поперечным расположением несущего винта и толкающим пропеллером. К 1976 году внешний облик летательного аппарата был определен. Одновременно проект боевого вертолета предложили специалисты ОКБ Камова. Поэтому 16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке на конкурсной основе вертолетов Ми-28 и В-80 (будущий Ка-50). В августе 1980 года, ознакомившись с результатами проектирования, комиссия приняла решение о постройки двух опытных экземпляров Ми-28. Производство первого завершилось в 1982, а второго в 1983 году. Однако, после проведения испытаний, в октябре 1984 года комиссия отдала предпочтение одноместному вертолету В-80 соосной схемы. Но программу Ми-28 закрывать не стали. Учитывая хорошие результаты государственных испытаний, 14 декабря 1987 года было принято решение о серийном производстве Ми-28. Однако из-за недостаточного финансирования работы затянулись. Вертолет был принят на вооружение и поступил в военные части в 2013 году в модификации Ми-28Н «Ночной охотник». 

Сегодня исполняется 132 года со дня рождения великого авиационного конструктора, под руководством которого было спроектировано свыше 100 типов самолетов – Андрея Николаевича Туполева.

Он родился 10 ноября (по старому стилю 29 октября) 1888 года в Тверской области. Во время обучения в гимназии Андрей Николаевич проявлял большой интерес к точным наукам, а позже в Императорском Московском техническом училище увлекся аэродинамикой. В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчетного бюро. Вместе с Николаем Егоровичем Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. Под руководством Туполева были спроектированы такие самолеты как ТБ-1, АНТ-2, АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-25 и так далее.

21 октября 1936 года Андрей Николаевич был арестован по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации. Его осудили на 15 лет с конфискацией личного имущества. Находясь в заключении, он продолжал конструкторскую деятельность, работая в закрытом КБ НКВД. Ему удалось собрать вокруг себя талантливых инженеров. В июле 1941 года Туполев был освобожден со снятием судимости, а 9 апреля 1955 года полностью реабилитирован. В дальнейшем им были созданы такие легендарные машины, как Ту-95, Ту-104, Ту-144, Ту-154. Андрей Николаевич воспитал группу выдающихся авиационных конструкторов и ученых. В их числе Сухой, Петляков, Мясищев, Лавочкин, Миль.

За свою жизнь талантливый конструктор был удостоен множества наград, включая трех звезд Героя Социалистического Труда. Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 года в возрасте 84 лет.

Андрей СДАТЧИКОВ.

Фото автора

https://www.instagram.com/dron_sd/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content