17.07.2019  В Таганроге раскрыта квартирная кража
17.07.2019  В администрации Таганрога состоялось заседание городской трехсторонней комиссии
17.07.2019  В Таганроге прошла операция "Автобус"
16.07.2019  Художественный музей Таганрога готовит выставку категории 18+

Адрес редакции: 347900, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Греческая, д. 90
Телефон: 8 (8634) 31-55-91, E-Mail Время работы: 9.00 - 17.00 (Пн. - Пт.)
 
 
 
 
   

«ОБЩЕСТВО»

   
 

16.07.2019
В Таганроге отметят 250-летие со дня рождения Ивана Крылова

12.07.2019
День рыбака отмечаем в парке

11.07.2019
Программа мероприятий «Чеховские дни в Таганроге», посвященная Дню памяти А.П. Чехова

09.07.2019
Юных футболистов ждут на городском турнире

05.07.2019
14 июля в Таганроге - праздник в честь Дня рыбака

 

18.02.2019 Глиняный перезвон Натальи Чипиги

Маленькие творения художника – керамиста Натальи Чипиги можно увидеть на выставках Таганрогского отделения Союза художников России. Материал, с которым работает художник -глина. За свой долгий путь в искусстве Наталья изучила свойства материала, постигла секреты мастерства. Выполненная с почти детской непосредственностью работы очаровывают душевной чистотой автора и неповторимой образностью.

В наш технический век трудно, наверное, найти дом, в котором не было бы рукотворных керамических изделий, будь то бытовая утварь, игрушки или сувениры. С глубокой древности преобразованная талантом человека глина вошла в его жизнь, сделав ее более красивой и уютной.

Легенды и поверья наделили этот природный материал необыкновенной силой. Давно замечена ее изначальная метафоричность, несущая женское и мужское начала. Сухая и рассыпчатая, в соединении с водой, глина становится пластичной. В ходе дальнейшей обработки происходит соединение с мужскими стихиями - сушкой и обжигом. В итоге появляются разнообразные предметы. Символична тройственность слияния стихий глины, воды и огня.
Благодаря кусочку черепицы Св. Спиридон на Никейском соборе доказал истинность христианской веры. Сначала из затвердевшей массы вышел огонь, затем потекла вода, а в руке святого осталась глина. В наши дни глина не кажется архаичным материалом, ее выразительные свойства не исчерпаны и продолжают волновать художников.

Интерес к керамике как к виду искусства у Натальи проявился не сразу. С детства она больше любила рисовать. Свой профессиональный выбор сделала после окончания художественной школы. Успешно сдав вступительные экзамены в Абрамцевском художественном училище, она оказалась в творческой среде прославленного в отечественной художественной культуре заповедного места. В подмосковном имении мецената С.И. Мамонтова Абрамцево собирались многие известные художники. Здесь любили проводить время за работой В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, М.В. Врубель. Они изучали предметы народного быта и коллекционировали их. По эскизам В.М. Васнецова и Е.Д. Поленовой в столярной мастерской изготавливалась мебель, украшенная деревянной резьбой. М.В.Врубель занимался майоликой. Это место стало школой для многих умельцев. В советское время абрамцевские мастерские были преобразованы в художественно-промышленное училище по подготовке мастеров по обработке дерева, металла, керамики.

Наталья вспоминает время учебы, как одно из самых прекрасных в своей жизни, время, когда можно было учиться у больших мастеров, творить, не думая, где взять материал для работы и пробовать свои силы в разных видах скульптуры. Воспоминания о годах учебы стали для Натальи своего рода камертоном в последующей жизни. Как любому молодому художнику ей хотелось многое сделать. Однако, возвращение домой не помогло реализации многих замыслов из-за отсутствия в городе производственной базы, поэтому главной ее темой стала мелкая пластика. С благодарностью художница вспоминает скульпторов Г.М. Грачеву и В.Н. Дмитриева, поддержавших ее в годы становления и укрепивших веру в себя. Будучи человеком необычайно скромным, Чипига не ставила перед собой сложных задач, мечтая только о любимом деле. Глина, удивительно чуткий материал, отвечала ей взаимностью. Мягкая и подвижная, она принимала без сопротивления любое движение рук мастера, не сковывая его фантазию, а как-бы подталкивая к раскрытию скрытых в ней образов. Ее желание работать всегда было столь велико, что, кажется, в любой момент художница готова взяться за работу, а вдохновение приходит в моменты тихого общения с природой и народным искусством.

Забавные фигурки коробейников, скоморохов, знакомые с детства по сказкам животные, птички и рыбки наделены неповторимыми характерами. Ими можно не только любоваться, а использовать как колокольчик или свистульку. В праздничные дни на Руси свистульки служили забавой для детей и взрослых. Звонкие переливы напоминали о приходе весны и пении птиц. Есть что-то языческое в этих фигурках, они навевают вспоминания об обычаях предков, времени, когда поклонялись Стрибогу и Перуну. В традиционной культуре магические функции имели не только слова и предметы, но и разнообразные звуки. Особой силой были наделены колокольчики и свистульки. Их использовали в быту и во время праздников для изгнания злых духов.

Установить возраст свистульки, этого древнейшего музыкального инструмента трудно. Устройство его необычайно просто. В небольшой глиняной камере создаются колебания воздуха, издающие свистящий звук. Особенно популярны свистульки в виде птички или рыбки, у которых отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет резонатор. При легком прикосновении колокольчики издают приятный, несколько приглушенный звук, а форма может быть как традиционной, так и усложненной, в виде какого-то существа.

Дух истории присутствует в символике каждой игрушки: лошадка – символ солнца, рыбка - плодородия, уточка - надежды, курочка - материнства. В фигурках соединяются доброта, юмор, грусть, качества сближающие их с фольклором, народными промыслами. Так, лошадки, петушки, выполнены в традиции дымковской игрушки. Но используя привычную форму, художница экспериментирует с цветом, вместо красного и черного вводит голубые, синие на белом фоне. Керамические колокольчики и свистульки Чипиги не что иное, как присутствие прошлого в настоящем, свидетельство пройденного исторического пути от культового предмета до детской игрушки. Работая для детей, художница вносит свой вклад в развитие детской тематики в искусстве, как это делают художники детской книги и детского кино.

Разнообразны декоративные вазы, вернее вазочки, художницы. Небольшие по размерам предметы ассиметричны и имеют затейливые лепной декор. Соблюдая меру в детализации Наталья осторожно вводит цвет, усиливающий их декоративное звучание. В вазах традиционной формы предметы приобретают особое очарование благодаря красоте самого материала. Они лишены привычного изящества фабричных изделий, но в толще их стен и шероховатой поверхности звучит красота природных форм.

Прежде чем рукотворные предметы займут свое место в витрине, керамист проделывает большую техническую работу. Ее начало связано с выбором материала. Может быть использована как местная глина, так и заводская. При использовании местного материала необходимо оценить глину на пригодность. А именно: засоренность, пластичность, сушильные и обжиговые свойства. Керамическая масса, которую мы называем «глиной», состоит из нескольких компонентов. Масса, предназначенная для тонких лепных изделий может содержать много »жирных» компонентов. Чтобы сделать ее более равномерной по толщине изделия, в нее вводят шамот (размолотую обожженную глину). Нужно также сделать правильный выбор массы для последующего обжига. Пройдя весь непростой путь и до конца от начала, художница строго оценивает качество работы. Что же она чувствует - усталость, разочарование или удовлетворение? Скорее, желание продолжить работу.

Наблюдая за каждодневным не простым, но радостным трудом Натальи Чипиги вспоминается притча о счастье:
«Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок.

- Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Ольга Раченко

К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ

  Ремонт стиральных машин любой сложности, выезд на дом. Тел. 8-900-130-55-95.

Обслуживание, ремонт кондиционеров и сплит-систем. Чисто и недорого. Тел. 8-961-312-98-82

Сдаю 1-комнатную квартиру – ул. 1-я Котельная, 72/12. Тел. 8-903-471-88-96 (Олеся).

Сантехник. Опыт. Тел. 8-988-588-47-44

Продаю дом – пл. 104 кв.м., стройвариант, 8 соток, Сады–1. Собственник. Тел. 8-988-53-36-781.

ЕЩЁ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
       
 

17.07.2019
«Таганрогская правда» продолжает акцию «Ищу семью»

17.07.2019
"Лучшая версия есть у каждого" - тема очередного "Делового завтрака"

17.07.2019
Выпускники "соцпеда" получили дипломы

16.07.2019
У наших волейболистов - новые достижения

15.07.2019
Встречи на пляже. Братья из ТРТИ

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ





17.07.2019
Технологическая магистратура в ДГТУ

17.07.2019
В донской столице начало работать генконсульство Республики Узбекистан

17.07.2019
Причины пожаров на полях – неосторожное обращение с огнем и неисправность уборочной техники

17.07.2019
Минприроды России направило более 13 млн рублей субсидий ростовскому водоканалу

17.07.2019
Донская молодежь продолжает выигрывать гранты

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ



Яндекс.Метрика



   











 
     
 

© 2013-2015 Редакция газеты "Таганрогская правда"

Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации, в электронном виде обязательна гиперссылка на www.taganrogprav.ru
 
 
разработка: Бочков А.