26.06.2019  В Таганроге продолжаются работы по пересыпке грунта на полигоне ТБО
26.06.2019  Транспортные полицейские Таганрога задержали подозреваемоного в хранении крупной партии наркотиков
26.06.2019  Жители "Русского поля" и Западного микрорайона 27 июня могут остаться без воды
26.06.2019  В Таганроге прошло заседание международной конференции «Философия искусственного интеллекта – 2019»

Адрес редакции: 347900, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Греческая, д. 90
Телефон: 8 (8634) 31-55-91, E-Mail Время работы: 9.00 - 17.00 (Пн. - Пт.)
 
 
 
 
   

«ОБЩЕСТВО»

   
 

24.06.2019
Программа фестиваля цветов в Таганрогском художественном музее

21.06.2019
Выходные - в парке

21.06.2019
Камерный оркестр приглашает на концерт

21.06.2019
В Приморском парке - ZUMBA-пикник

21.06.2019
В библиотеке - показ фильма

 

11.02.2019 Таганрог стал столицей роботов

Восьмого февраля (28 января – по старому стилю) 1724 года Петр I подписал Указ об образовании Российской Академии наук, первоначально названной Академией наук и художеств. 7 июня 1999 года Указом Президента Российской Федерации, «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» был установлен День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля. В преддверии праздника мы встретились с профессором Михаилом Медведевым, работающим в НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ.

- Михаил Юрьевич, чем занимается ваш коллектив?

- Системами управления мобильными роботами - наземными (на колесах или на гусеничном ходу), воздушными и морскими. Отличительной особенностью наших разработок является автономность робота, то есть его работа без участия оператора.

- Проще говоря, «вставляете мозги» роботам, имеющим ноги либо крылья. А до вас в Таганроге этим занимались?

- В ТРТИ первый мобильный интеллектуальный робот был разработан еще в 1970-е годы в НИИ многопроцессорных вычислительных систем, который возглавлял академик Анатолий Васильевич Каляев. Система управления была реализована с помощью нейроподобных сетей, разработанных профессором Юрием Викторовичем Чернухиным, действующих аналогично человеческому мозгу. Сегодня они широко применяются.

- Что скажете о современных «молодых мозгах» – о ваших студентах?

- Большинство сотрудников нашего НИИ – молодые специалисты, подготовленные таганрогскими кафедрами. Если говорить о мозгах и способностях, они ничем не отличаются от предыдущих поколений. Но сегодня студенты учатся в другой среде. Советские вузы были нацелены на то, чтобы научить специалиста думать и анализировать информацию.

Современное российское образование - на получение навыков работы с уже разработанным оборудованием и программным обеспечением – так называемых компетенций. Однако набор средств и поток информации огромны, студенты в них просто тонут. И чтобы они эффективно использовали получаемые навыки, мы привлекаем их к работе в НИИ, начиная с первого курса. Участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах позволяет ребятам отобрать наиболее эффективные инструменты решения поставленных задач и понять, что без фундаментальных знаний любые, самые технологичные средства могут быть бесполезными и даже вредными.

- А раньше у студентов, в том числе и лично у вас, такие возможности были?

- В Советском Союзе студентов активно привлекали к научно-прикладным разработкам. В конце 1980-х хоздоговора прекратились: денег ни у кого не было. А в 90-е вся система рухнула. Только в 2000-е появились научные фонды, гранты, договора; начало восстанавливаться финансирование прикладной вузовской науки. Я поступал еще в ТРТИ - в 1991 году. Прикладной наукой начал заниматься уже в аспирантуре.

- Каковы источники финансирования ваших работ?

- Фундаментальные научно-исследовательские работы финансируются за счет грантов Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. В области прикладных исследований мы выполняем разработки по заказам Фонда перспективных исследований, Минобороны РФ, других ведомств. Есть и международные проекты. НИИ разрабатывал систему управления, навигации и связи стратосферной воздухоплавательной платформы для китайского Агентства ближнего космоса (город Чанша, провинция Хунань). По программе Европейской Комиссии FP 7 мы в составе международной коллаборации из 11 вузов принимали участие в разработке транспортной системы на базе высотных дирижаблей.

- Как-то у японцев спросили, насколько мы от них отстали в плане развития науки и техники. Они ответили: «Навсегда!» Так, значит, ошиблись?

- Конечно! Хотя технологическая проблема существует. «Железа» в России нет: процентов 90 комплектации, особенно в части элементной базы, – импорт. А робот – сложное изделие: там и навигация, и система связи… Так что отставание наше заметно. Но при желании оно преодолевается за три-пять лет. Ведь сейчас ничего не скроешь, все принципы и технологии известны, всё сразу появляется в открытом доступе. Например, в системах технического зрения получены интересные результаты по искусственному интеллекту, изобретены нейронные сети глубокого обучения. И они уже во всех программных средствах: пожалуйста – пользуйся. Сейчас технологическая проблема не является научной или технической, она организационная (экономическая, политическая). Почему в США арестовали финдиректора Huawei? За то, что Huawei – конкурент Apple.

- В минувшем году директора вашего НИИ Вячеслава Пшихопова приглашали в ООН. Не секрет, по какому вопросу?

- По автономным смертоносным системам. Сейчас у боевого робота – оператор, который контролирует применение оружия. Но уже имеется техническая возможность отказаться от оператора. В ООН предлагают запретить применение такого вооружения. И Вячеслава Хасановича МИД РФ привлекал как неправительственного эксперта.

- Каким же было его экспертное заключение?

- Оператор становится слабым звеном робототехнической системы. Искусственный интеллект действует быстрее и точнее, в том числе на уровне принятия решения; вероятность ошибки ниже. Оператор проигрывает роботу – это факт, может натворить больше бед.

- Перейдем на мирные темы. Чем конкретным занимаетесь в данный момент?

- Мобильными автономными роботами, управлением и планированием движения. У них очень широкая сфера применения. Например, транспорт. В этом году в Москве в тестовом режиме планируют запуск беспилотных такси. В США и Западной Европе ради таких роботов дороги уже переоборудуют датчиками. Чем наши роботы отличаются от давно существующих автоматических систем пилотирования? Автопилот движется вдоль заданного маршрута. И траектория движения может быть достаточно сложной, как, к примеру, при посадке самолета, которая сейчас в автомате выполняется. Автономный же робот сам вырабатывает маршрут, причем не только на известной карте. Если по пути следования появляется препятствие, нужно принять решение, куда осуществить маневр. У нас удивляются тому, что робот приехал из одного города в другой, преодолев двести километров. А в этом – никаких проблем. Ему гораздо сложнее проехать по улице двести метров через занятый перекресток. Он останавливается, потому что правила соблюдает. А там, соблюдая правила, никто не ездит. И нужно включать то, что называется «интеллект».

- И последнее. Можно ли вас поздравить с какими-нибудь победами?

- Осенью во Владивостоке наш автономный катер победил во Всероссийских соревнованиях. Наш квадрокоптер выиграл первый этап Всероссийских соревнований Фонда перспективных исследований; готовимся ко второму этапу.

- Ух ты! Неожиданно! Новых вам побед и достижений!

Досье «Таганрогской правды»

Медведев Михаил Юрьевич. Родился 19 апреля 1974 года в городе Сальске. Заместитель директора НИИ робототехники и процессов управления, заведующий кафедрой электротехники и мехатроники Южного федерального университета. Доктор технических наук, профессор.

На снимке: Михаил Медведев на лабораторном полигоне для квадрокоптера. Робот сам вырабатывает маршрут своего движения, сам его преодолевает. Фишка в том, что на пути следования оказываются препятствия, которые движутся со скоростями, сопоставимыми со скоростью самого квадрокоптера.

Антон САХНОВСКИЙ,
фото автора
тел: 8-(8634)-31-55-91
e-mail: vladimirprozor@mail.ru

К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ

  Сдаётся жильё. Район Центрального пляжа. Оплата посуточно. 8-918-599-34-39.

В районе переулка Спартаковского найдена связка ключей. Обращаться по тел. 8-908-512-99-10

Ремонт холодильников, льготы пенсионерам. Тел.: 67-02-79, 8-929-813-77-66.

Ремонт стиральных машин любой сложности, выезд на дом. Тел. 8-900-130-55-95.

Выполняю работы по дому. Сантехника, электрика, ремонт мебели. Тел. 8-988-892-11-65, Роман.


ЕЩЁ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
       
 

26.06.2019
О тех, кто строит будущее…

26.06.2019
Таганрогская «Горсть памяти»

25.06.2019
Аспиранты ИРТСУ - победители Всероссийского конкурса

25.06.2019
БСМП и детскую поликлинику Таганрога ждет ремонт

25.06.2019
Библиотека получила в дар художественные альбомы

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ





26.06.2019
Электронная ветеринарная сертификация на Дону лучшая в России

26.06.2019
Электровоз из Новочеркасска успешно прошел опытный пробег

26.06.2019
Строительство 13 проблемных домов будет завершено

26.06.2019
Стали известны результаты Спартакиады Дона

26.06.2019
15 тысяч донских подростков планируется трудоустроить летом

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ



Яндекс.Метрика



   











 
     
 

© 2013-2015 Редакция газеты "Таганрогская правда"

Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации, в электронном виде обязательна гиперссылка на www.taganrogprav.ru
 
 
разработка: Бочков А.